Древесные кольца МКАД. Динамика и современное состояние лесных насаждений на границах

Состояние деревьев и кустарников на опушках лесных насаждений вдоль  МКАДа, как и в посадках вдоль  многих магистралей и улиц Москвы, давно вызывает у москвичей и руководителей муниципальных органов города большую тревогу.

Массовое ослабление и усыхание древесных растений в Москве по сторонам автомагистралей и улиц с интенсивным транспортным движением, в том числе по границам МКАДа, началось в 1994 г. и продолжалось в течение 6 лет. Этот процесс возник под влиянием применявшейся в течение осенне-зимних сезонов 1994-2000 гг. в качестве противогололедного материала (ПГМ) технической соли. Степень ослабления и усыхания деревьев и масштаб проявления этих процессов были таковы, что стали говорить об экологической катастрофе и кризисе состояния насаждений Москвы в целом. Более того, в прессе появились сообщения, которые предрекали гибель всех насаждений Москвы.

Сотрудники кафедры экологии и защиты растений Московского государственного университета леса уделили анализу причин ослабления и усыхания деревьев и динамике состояния насаждений несколько лет исследований, которые охватили как городские насаждения разных экологических категорий Москвы с разной степенью загрязнения и антропогенной трансформации  среды, так и леса, произрастающие в пределах городской черты и за ее границами.

В 1996 г. было установлено, что причиной резкого ухудшения состояния насаждений города стало воздействие на растения дорожно-транспортных выбросов, значительную долю которых составляло воздействие применявшейся в зимний период в качестве ПГМ технической соли. Техническая соль воздействовала на растения как через атмосферный воздух, так и попадала в почву и в ее корнеобитаемый слой со снегом, сгребаемым и сбрасываемым с полотна дорог.

Этот вывод был сделан на основании выявленной прямой зависимости ухудшения состояния деревьев от их удаленности от дорожного полотна. Анализ состояния деревьев в многорядных посадках показал, что деревья в ближних к полосам движения рядах усохли или усыхали интенсивно; в каждом следующем ряду их сохранность возрастала, а на расстоянии более 20 м состояние деревьев было удовлетворительным.

Почему же до 1996 г. такого явления в Москве не наблюдалось? Раньше соль лишь добавляли в песок в небольшом количестве, а с 1994 г. в Москве была утверждена новая технология снегоуборки. Техническую соль стали применять почти в чистом виде как эффективное средство борьбы со снегом и льдом на дорогах.

Пучки побегов, называемые «ведьмиными метлами», возникают на ветвях деревьев в связи с многократным усыханием молодых побегов. Каждый год побеги в точках роста возникают из спящих почек и снова погибают. Они свойственны определенным видам растений - липе, березе, клену ясенелистному, яблоне.  Деревья при этом приобретают своеобразную «косматую» крону, на восстановление побегов расходуются запасные питательные вещества растения, поэтому его нормальный рост замедляется и устойчивость падает.

Ответная реакция городской флоры на загрязнение хлоридами проявлялась в комплексе характерных признаков, основными из которых являются:

С 1996 по 2000 г. в Москве вдоль магистралей, улиц с интенсивным транспортным движением и во дворах погибло и было вырублено в порядке санитарных рубок огромное количество усохших и потерявших жизнеспособность и декоративность деревьев. Деревья почти исчезли с Тверской улицы и Садового кольца, вдоль проспектов Мира, Ленинградского и Ленинского, с Волоколамского и Каширского шоссе.

В насаждениях, растущих вдоль МКАДа, к действию хлоридов присоединилось негативное влияние дорожно-строительных работ. Расширение полотна дороги потребовало вырубки деревьев и кустарника с обеих сторон дороги. Опушки лесов стали усыхать также с 1996 г. в нескольких лесопарках, в насаждениях НП «Лосиный остров» и Серебряноборского опытного лесничества Института лесоведения РАН.

Возросшее влияние МКАДа после ее расширения совместно с вырубкой опушечной полосы деревьев, уже давно адаптировавшихся к агрессивным условиям произрастания вдоль автомагистрали, привели к возникновению непосредственного контакта деревьев, сформировавшихся в условиях подпологового светового, температурного и влажностного режимов, с агрессивной средой. Проявление так называемого опушечного эффекта (угнетения роста особей растительности, расположенных на краю лесного массива) в данном случае значительно усилилось возросшим негативным воздействием выбросов автотранспорта и хлоридов.

Кроме того, дополнительным фактором стресса в отдель-ных участках строительства дороги стало нарушение их гидрологического режима. Комплексное неблагоприятное воздействие дорожно-транспортного загрязнения усиливалось в местах возникновения автомобильных пробок, при увеличении повторяемости снегоуборки и применении роторных снегоочистителей, при преобразовании автотранспортных выбросов над полотном магистрали особо вредных для растений ингредиентов в жаркие и солнечные дни.

Разрушение и усыхание опушек и придорожных защитных полос вдоль МКАДа в течение 1996-2000 гг. имели тенденцию к постоянному нарастанию. Если соотношение протяженности участков территории насаждений вдоль МКАДа с нарушенным состоянием по отношению к протяженности границ благополучных по состоянию участков в 1997 г. составляло примерно 1:4, то в 1999 г. оно составляло 7:3. В 1998 г. было установлено, что массовое поражение опушек захватило полосу леса шириной от 10 до 35 м, а в 1999 г. она увеличилась и колебалась от 15 до 50 м. В этой полосе усохли или были сильно ослаблены не только сами деревья, но развивающиеся под их пологом подрост и подлесок.

Тип ослабления и усыхания деревьев во все годы наблюдений был в основном одновременный, реже вершинный; при этом у сильно ослабленных и усыхающих деревьев березы, ивы, дуба потеря листвы колебалась в пределах от 30 до 90%. Кроме пучков побегов у березы, липы и клена, у дуба, лиственницы и некоторых других пород на стволах и крупных ветвях появились так называемые водяные побеги.

В 1999 г. детальное обследование насаждений вдоль МКАДа было продолжено и выполнено на части территории Ясеневского, Салтыковского, Хлебниковского и Химкинского, Озерного, Видновского, Тропаревского лесопарков, ЛП "Кузьминки" и "Измайлово", а также Лосиноостровского и Лосинопогонного лесничеств НП "Лосиный Остров" на 42 постоянных и 9 временных пробных площадях, заложенных на разном расстоянии от полотна дороги и от опушки.

На них  проводилась оценка деревьев по шести категориям состояния:
1) без признаков ослабления,
2) ослабленные,
3) сильно ослабленные,
4) усыхающие,
5) усохшие в текущем году,
6) усохшие в прошлые годы.

Анализ распределения деревьев по категориям состояния показал следующее. На удалении до 25 м от МКАДа в 1999 г. практически не осталось деревьев 1-й категории сосны, ели и липы. Здесь доминировали либо сильно ослабленные сос-ны, липы и березы, либо ослабленные ели и дубы. Картина заметно начинала изменяться только на удалении от МКАДа на 50 м и более.

Был проведен сравнительный дендрохронологический анализ прироста сосен на опушке леса рядом с МКАДом и в сходных условиях около дороги районного значения с низкой интенсивностью движения (контроль). Было установлено, что до 1995 г. рост сосны из контрольной и опытной серий был очень близок. Например, в период с 1984 по 1995 г. различия между абсолютными значениями толщины годичных колец в двух сравниваемых сериях отличались в среднем на 5% (колебания от 0 до 14%). Абсолютные значения ширины годичного кольца за 15-летний период с 1975 по 1990 г. в том и другом случае колебались примерно на одном уровне.

Резкие различия в темпах радиального прироста сосны обыкновенной проявились лишь после 1997 г. Учитывая, что нарастание стволовой древесины обладает инерционностью (реакция на сильные негативные воздействия в форме падения радиального прироста проявляется с запаздыванием в один год), можно с большой уверенностью утверждать о том, что серьезные изменения в условиях роста деревьев произошли в 1996 г., т.е. после завершения реконструкции МКАДа, и после двухлетнего периода применения в Москве в качестве ПГМ технической соли.

Выявленная причина ослабления и усыхания древесных растений вдоль транспортных магистралей, а также данные исследований, проводившихся специалистами других организаций, послужили основанием для неоднократных обращений экологов к правительству Москвы с требованием заменить техническую соль при зимней уборке дорог в Москве более экологически безопасными ПГМ.

Такая замена биологически агрессивной технической соли на ПГМ нового состава произошла зимой 2000-2001 г. что сразу же сказалось на состоянии деревьев на магистралях города и на опушках лесных массивов, расположенных вдоль МКАДа. Уже весной 2001 г. были зафиксированы нормальные фенологические сроки распускания листвы у оставшихся деревьев и признаки восстановления их крон.

Исследования, проведенные в 2002 г., т. е. спустя год после прекращения применения технической соли, подтвердили этот вывод.

Так, в 2002 г. различия в весенней фенологии растений на опушках леса вдоль МКАДа и в глубине насаждений были незначительными. В ряде случаев опушечные деревья (как это бывает и в обычных, не угнетенных дорожно-транспортными выбросами насаждениях) распускали листву раньше, чем в глубине насаждений, где дольше шел процесс снеготаяния и прогревания почвы (в отличие от того, что в прошлые годы опушечные деревья распускали свою листву на 1,5 - 2 недели позже, чем деревья на опушках, отдаленных от МКАДа на расстояние 50 м и далее).

Детальное обследование и оценка состояния и поврежденности лесных насаждений на выбранных для этой цели участках лесных насаждений в зоне воздействия МКАДа позволили получить представление об изменениях в состоянии насаждений за период с 1999 по 2002 г.

В таблице приведено соотношение деревьев разных категорий состояния для трех основных лесообразующих пород - сосны, ели и березы. Категории состояния деревьев объединены в три группы: жизнеспособные (1 - 3 категория), усыхающие (4 категория) и усохшие (5 и 6 категория).

В среднем для всех древесных пород доля жизнеспособных деревьев (без признаков ослабления и ослабленных) изменилась за три года незначительно, но в пределах отдельных участков максимальное количество деревьев этой категории возросло. Естественно, что за три года увеличилось и общее количество сухостоя, так как усыхание деревьев на опушках леса вдоль МКАДа в эти годы продолжалось.

При наблюдаемом явном преобладании случаев с отрицательной динамикой (ухудшением) состояния насаждений (63,1%) степень изменения состояния была значительно ниже (0,07 - 19,7%), чем при меньшем числе случаев с положительной динамикой состояния (0,5 - 79,3%). В наибольшей степени положительная динамика состояния была выражена в 2002 г. у липы. Приведенные данные свидетельствовали о замедлении процессов деградации лесных насаждений, произрастающих вдоль МКАДа, и об усилении восстановительных процессов у деревьев на лесных опушках.

В 2002 г. в опушечной полосе лесов вдоль МКАДа были отмечены положительные изменения в количестве и состоянии подроста и подлеска. Практически во всех обследованных насаждениях за прошедшие три года восстановился вполне развитый подрост и подлесок.

В составе подроста на опушках леса отмечались вяз, ясень, клен остролистный и ясенелистный, осина, дуб, береза, липа, ясень. Подрост хвойных видов деревьев (сосны и ели) встречался чрезвычайно редко. Осина повсеместно была порослевого происхождения, липа и береза - и порослевого, и семенного происхождения. В составе подлеска часто встречались ивы разных видов, рябина, яблоня, вишня, бузина, боярышник, крушина, смородина черная, лещина, жимолость, бересклет; единично - терн и барбарис. Состав подроста и подлеска складывался как из основных лесообразующих пород естественных лесов, так и во многих случаях за счет растений из придорожных декоративных посадок или из усадеб и садов бывших поселений. Подрост и подлесок местами достигали высокой густоты, но чаще имели среднюю густоту, располагаясь как группами и куртинами, так и одиночными растениями.

...

...

Полная версия материалов доступна только подписчикам.

Авторизуйтесь или ознакомьтесь, пожалуйста, с условиями подписки »