Водное такси

Пешком и вплавь - вот реальные способы движения, позволяющие передвигаться в мегаполисе, избегая автомобильных пробок. На заседании московского правительства 12 декабря 2006 г. была одобрена представленная Комитетом по внешнеэкономической деятельности города Москвы Концепция развития водного такси в Московском регионе.

Водное такси - это удачное дополнение к используемым городским видам транспорта, за счет которого возможно частично решить проблемы, связанные с транспортным дискомфортом.

Наряду с расширением транспортного доступа к город-ским объектам наиболее актуально использование этого вида транспорта в туристическом секторе. Не стоять в проб-ках, не создавать их и не портить впечатление о городе скоро смогут туристы, посещающие наш город в навигационный сезон.

Начнем с зарубежья

Рынок услуг водного такси в европейских странах наибольшего развития достиг в крупных мегаполисах, имеющих значительные внутригородские акватории и хорошо развитую индустрию туризма.

 

В большинстве городов существует высокая степень интеграции между рынком услуг водного такси и индустрией въездного туризма, когда экскурсионная поездка на водном такси - обязательная часть туристической программы пребывания в городе. По этой причине большая часть объема услуг водного такси предоставляется в экскурсионно-прогулочном сегменте в двух основных форматах - заказном и маршрутном, пользователями которых являются как жители, так и посещающие город туристы. Причем основной объем маршрутных перевозок осуществляется в экскурсионно-прогулочных целях особенно в тех городах, где имеется хороший обзор местных достопримечательностей с воды.

В европейском водном такси транспортные услуги по перевозке пассажиров из одной точки в другую составляют около 5% общего объема рынка.

Для справки: в этих странах основной объем пассажирских перевозок на внутреннем водном транспорте осуществляется паромным сообщением, тарифы на которые существенно ниже, чем на водное такси, так как они обычно субсидируются из городских источников финансирования.

Основные пункты Концепции развития водного такси в Московском регионе:
1. Создать объекты береговой инфраструктуры, необходимые для обеспечения внутригородских и пригородных водных пассажирских перевозок с использованием маломерных судов.
2. Привлечь в качестве эксплуатантов водного такси представителей малого бизнеса, обеспечив при этом предоставление последним кредитных ресурсов для приобретения в лизинг маломерных судов, рекомендованных для эксплуатации в качестве водного такси в Московском регионе.
3. Совместно с федеральными ведомствами, ответственными за лицензирование и надзор в сфере водных пассажирских перевозок на внутреннем водном транспорте, согласовать условия лицензирования эксплуатантов маломерных судов для ведения предпринимательской деятельности в сфере водных пассажирских перевозок в Московском регионе.
4. Разработать порядок привлечения и осуществления контрольных функций за деятельностью операторов водного такси в Московском регионе.

Что касается оплаты, то тарифы на услуги водного такси существенно варьируют и во многом зависят от класса используемых судов, а также от расстояния перевозок маршрутным такси.

Наибольший объем услуг европейского водного такси предоставляется судами эконом-класса, тарифы на которые колеблются в следующих интервалах:
- при маршрутном варианте составляют 5-15 евро за одну поездку;
- при заказном - 50 евро за час аренды маломерной лодки.

В бизнес-классе тарифы составляют:
- при маршрутном варианте -15-25 евро за одну поездку;
- при заказном - от 120 евро за час аренды маломерного катера.

По структуре эксплуатируемого флота услуги водного такси предоставляются с использованием маломерных судов (включая моторные лодки, катера и яхты), а также судов малого флота (так называемых водных трамвайчиков, водных  автобусов и небольших круизных судов). Причем в сегменте экскурсионно-развлекательных поездок наибольший объем водных перевозок осуществляется судами малого флота.

В ППВВП-84 под термином "маломерное судно" понимается судно, длина которого менее 7 м, а гребное судно - независимо от размера. В КоАП РФ записано: "Под маломерным судном в статьях 11.7 - 11.13 настоящего Кодекса следует понимать самоходное судно валовой вместимостью менее 80 регистровых тонн с главным двигателем мощностью менее 55 киловатт (75 лошадиных сил) или с подвесными моторами независимо от мощности, парусное несамоходное судно валовой вместимостью менее 80 регистровых тонн, а также иное несамоходное судно (гребную лодку грузоподъемностью 100 и более килограммов, байдарку грузоподъемностью 150 и более килограммов и надувное судно грузоподъемностью 225 и более килограммов)".

По типу используемых судов в сегменте водного такси наибольший объем услуг предоставляется водоизмещающими судами, которые отличаются простотой и экономичностью в эксплуатации. Значительно реже в качестве водного такси используются глиссера или суда на подводных крыльях, отличающиеся сложностью в эксплуатации и высокими эксплуатационными расходами.

Что касается доходности этого бизнеса, нужно отметить высокие доли на затраты по заработной платы и по расходным материалам (главным образом, топлива), составляющих соответственно 30 и 32% от оборота. В целом сегмент водного такси характеризуется относительно низкой рентабельностью, составляющей около 10% от оборота.

Кроме того, водное такси как самостоятельное направление бизнеса характеризуется высокой зависимостью от негативных влияний внешних факторов, например повышения цен на топливо, ухудшения общей экономической ситуации или сокращения объема въездного туризма, которые, как правило, приводят к сокращению общего спроса на услуги водного такси.

Как у нас

Наш взгляд на Европу подтверждает возможность использования в Москве водного такси. Все условия, кроме развитого туристического бизнеса, у нас присутствуют. Но возможность передвижения по воде увеличит шансы Москвы стать туристическим центром.

По данным исследования, идентифицированная емкость потенциального рынка услуг водного такси в Московском регионе в стоимостном исчислении составляет около 400 млн руб. в год, а наибольший потенциальный спрос на услуги в Московском регионе концентрируется в центральном бьефе (в акватории реки Москвы между Карамышевским гидроузлом и гидроузлом Перерва) и на северном склоне (в акваториях водохранилищ и канала им. Москвы до Икшинского гидроузла).

Немаловажно и наличие достаточной нормативно-законодательной базы, регулирующей сферу пассажирских перевозок на внутреннем водном транспорте, которая позволяет, хотя и с некоторыми ограничениями, организовать в Московском регионе предоставление маршрутных и заказных внутригородских и пригородных пассажирских перевозок с использованием водного такси. А наличие имеющихся на российском рынке предложений по строительству на отечественных судостроительных верфях маломерных судов на базе имеющихся конструкционных решений, соответству-ющих разработанным требованиям эксплуатации в качестве водного такси в Московском регионе, позволит сохранить рабочие места и развивать отрасль.

Но все необходимые и достаточные условия развития любого направления начинаются с экономической составля-ющей. От рентабильности проекта зависит, будет он существовать и развиваться или тихо сойдет на нет. Поэтому при разработке концепции очень тщательно анализировались и прорабатывались экономические механизмы развития нового бизнеса.

Выбирая бизнес-модель и характеристику основных элементов системы предоставления услуг водного такси в Московском регионе, разработчики рассмотрели два варианта организационно-функциональной модели развития водного такси.

Бизнес должен быть доходным. Выбираем модель

В процессе изучения текущей деятельности операторов внутригородских и пригородных водных пассажирских перевозок в Московском регионе стало понятно, что ни одна из существующих судоходных компаний в настоящее время не может использоваться в качестве базы для создания единой службы водного такси.

По этой причине в рамках развития проекта создания водного такси в Московском регионе в первую очередь была изучена бизнес-модель, предполагающая учреждение новой компании (далее - единая служба водного такси) с целью выполнения всего комплекса работ по организации и обеспечению внутригородских и пригородных водных пассажирских перевозок с использованием маломерных судов.

Выявились факты, ограничивающие деятельность операторов водного такси в Московском регионе. Это значительные колебания спроса на услуги по отдельным месяцам и дням недели, ограничения по скорости движения судов, а также имеющиеся сужения судового хода и короткие расстояния наиболее востребованных маршрутов, особенно в центральном бьефе. Они также были учтены при разработке операционно-функциональной модели единой службы водного такси.


Экспертая оценка показателей экономической эффективности инвестиционного проекта показывает, что в связи с кратким периодом навигации в Московском регионе создаваемое предприятие по году в целом окажется экономически неэффективным, так как окупаемость судов по лизингу (под 14% годовых) потребует 10 лет, что в условиях существующего рынка является слишком длинным сроком, а операционная рентабельность относительно операционных расходов при этом составит всего 25,9% в год.

Было установлено, что для удовлетворения спроса на наиболее востребованных маршрутах в операционной бизнес-модели единой службы водного такси должен эксплуатироваться парк из 78 маломерных судов со средней загрузкой 6 часов в день.

По этим причинам бизнес-модель единой службы водного такси в Московском регионе не является инвестиционно привлекательной и потому не может быть рекомендована.

...

...

Полная версия материалов доступна только подписчикам.

Авторизуйтесь или ознакомьтесь, пожалуйста, с условиями подписки »