Институт комплексного развития территорий  Институт экологии города
главная
главная
  карта сайта
карта сайта
  контакты
контакты
       
 

 

Городская площадь - комфортная среда обитания

Город сегодня - перенасыщенное, с ограниченными возможностями развития пространство, которое нуждается в реконструкции. По ходу размышлений над проблемой разгрузки транспортных магистралей в центральной части города, а также в прилегающих к ней районах все более четко формируется идея создания городских узлов, которые могли бы  удовлетворить рекреационные потребности горожан и украсить город,  «увязать» разрозненные попытки решения целого ряда других городских проблем.

Людей с улиц и площадей вытеснили машины. Пространство для пешеходов на улицах сократилось до узких тротуаров вдоль магистралей с активным движением транспорта. Сегодня москвичи проводят на улицах города менее 10% времени (вместо 40% в середине 70-х годов). При этом большую его часть они тратят на передвижение между предприятиями сферы обслуживания и остановками транспорта, а не на прогулки как таковые.

Улицы торговых и деловых частей города переполнены беспорядочно припаркованными автомобилями. Административные меры борьбы с парковкой в запрещенных местах не дают серьезного результата ни в части увеличения пропускной способности магистралей, ни в части сокращения вредного влияния автотранспорта на качество городской среды. Причина - отсутствие организованных парковок на территориях, приближенных к объектам культурно-бытового обслуживания, и фрагментарно-линейный характер размещения таких объектов, что затрудняет их посещение и, следовательно, снижает поток в них посетителей.

Структура использования пространства городских площадей в разные периоды времени

Что касается расположенных на территории города крупных объектов природного комплекса, которые принято считать рекреационными зонами, то посещаются они преимущественно жителями расположенных рядом кварталов (что составляет не более 10% населения города) и неудобны для использования в зимнее и вечернее время, т.е. в те периоды, когда люди готовы тратить время на отдых именно в черте города. Объясняется это недостаточным уровнем благоустройства и ограниченностью комплекса рекреационных услуг. Жители центра города практически не имеют развитых рекреационных площадок, удобных для отдыха в указанное время. Все это свидетельствует о возрастающем дефиците пространства, пригодного для рекреации.

Сегодня в городе принято большое количество программ, направленных на развитие социальной сферы, торговли, автотранспортного обслуживания, гостиничного бизнеса и др. Однако их реализация затруднена точечным характером вхождения «программных» объектов нового строительства на территории со сложившейся застройкой.

Поэтому, мне кажется, безусловно необходима некая интегрирующая идея преобразования городской среды, направленная на системное и прогнозируемое создание комфортных условий жизнедеятельности. Тем самым идея должна обеспечивать и условия появления престижных - в самом широком смысле! - территорий вне срединной части Москвы. Кроме того, на базе такой идеи могут быть отлажены механизмы вовлечения в хозяйственный оборот и процесс экореконструкции объектов, являющихся федеральной собственностью и подлежащих перепрофилированию и сносу.

Территориальный анализ общественного рекреационного пространства

Новым и весьма перспективным подходом к организации городского пространства представляется программа создания городских площадей, реализация которой позволить одновременно решать следующие вопросы:

  • создание городских рекреационно-досуговых центров с высоким уровнем комфортности окружающей среды;
  • исключение строительства эстакад и крупных административно-офисных объектов в центральной части города с целью снижения интенсивности транспортных потоков; 
  • сохранение исторического облика центральной части города;
  • организация парковок автотранспорта;
  • увеличение пропускной способности магистралей с созданием системы общественного транспорта, обеспечивающего сообщение  между новыми городскими транспортными узлами;
  • перераспределение потоков транспорта на территории города.

Почему же именно площади? С градостроительной точки зрения самой высокой плотностью функций, инфраструктуры и рекреационной активности характеризуются именно городские площади. Поэтому именно там целесообразно проведение реконструкции на функционально-целостных участках города, имеющих потенциал развития в тех направлениях, которые определены городскими программами как необходимые. Именно на эти участки и должно быть обращено первостепенное внимание при разработке реальных механизмов экореконструкции.

Для успешного воплощения идеи в первую очередь необходимо разработать программу реорганизации городских площадей, предусматривающую усложнение их вертикальной и планировочной структур, создание на них высокотехнологичной системы ландшафта, сочетающего природные и искусственные компоненты и устойчивого к антропогенному воздействию. Многоуровневая планировочная структура площадей позволит организовать транспортные потоки, выделить места для парковок, создать места для отдыха и торгово-развлекательные центры, а также решить экологические проблемы, связанные с воздействием автотранспорта.

В соответствии с предпосылками образования площади нового поколения можно разделить на три категории: экологически актуальные, потенциально перспективные, потенциально необходимые.

Необходимыми условиями для определения местоположения городских площадей нового качества общими для всех трех типов должны быть: дефицит (необходимость) рекреационного пространства в городском сегменте; примыкание территории к транспортным магистралям; наличие свободного пространства

Экологически актуальные площади появляются, как правило, на пересечении перегруженных участков вылетных магистралей города с транспортными кольцами. Выделить их можно на основе анализа транспортной схемы г. Москвы и участков наиболее загруженных автомагистралей.

Если с позиций экореконструкции анализировать проблему реорганизации промышленных территорий, то будут определены места расположения потенциально перспективных городских площадей.

Примером потенциально перспективной городской площади может стать территория ОАО «Московский жировой комбинат» с прилегающими к ней участками. Реализация проекта планируется на территории, расположенной в ЮВАО г. Москвы, по адресу: 1-й Грайвороновский пр., 3, что в непосредственной близости от Волгоградского проспекта, Третьего и проектируемого Четвертого транспортных колец.

...

...

Полная версия материалов доступна только подписчикам.

Авторизуйтесь или ознакомьтесь, пожалуйста, с условиями подписки »

Share
Поместить ссылку в:
  • Перепечатка текстов и иллюстраций допускается только с письменного разрешения редакции.
 
 
RSS трансляция новостей
© 2005-2019 «Территория и планирование» - аналитический журнал о комплексном развитии территорий. ISSN 2074-2037 (Print), ISSN 2074-2045 (Online).