Экодрайвинг

«Автомобили-автомобили буквально все заполонили...» -  пели жизнерадостно «Веселые ребята» где-то в середине 80-х годов прошлого столетия. 20 лет спустя эта песенка кажется невероятно наивной. Эх, нам бы сейчас проблемы тех лет, когда любой светофор на улицах Москвы в часы пик удавалось проехать со второго «призыва», а поездки на дачу затягивались разве что из-за очередей на бензоколонках.

С тех пор количество автомобилей на улицах Москвы увеличилось более чем в 5 раз и продолжает стремительно расти. Положение с движением по улично-дорожной сети города и состоянием загрязнения его атмосферы выбросами автотранспорта стало просто катастрофическим, и пока не ясно, как и когда сложившуюся ситуацию удастся переломить. Тут, видимо, без радикальной модернизации улично-дорожной сети и технологического перевооружения отечественного автопрома не обойтись, а это колоссальные деньги, которых пока нет ни у городских, ни у федеральных властей.

Но речь не об этом. Поговорим о том, как каждый из нас, горожан, не дожидаясь помощи от государства и власти, может помочь своему городу своими скромными силами. Это можно сделать без дополнительных затрат, причем начать помогать, не откладывая, прямо сейчас. Разве такое возможно?! Вполне, и очень просто - займемся экодрайвингом!

Понятие «экодрайвинг» появилось в Европе в 90-х годах и означает не только бережное по отношению к окружающей среде вождение автотранспортного средства, но и идею отказа от передвижения на автомобиле без серьезной необходимости. Ну, примерно, как в одном из наших старых фильмов: «Наши люди в булочную на такси не ездят!»

Делай раз, делай два, делай три...

Не станем подробно останавливаться на зарождении и эволюции понятия экодрайвинга, а сразу перейдем к его основным принципам, реализуемым в постиндустриальных странах как на уровне государственной политики, так и в виде норм поведения отдельных сознательных граждан. Суть его заключается в том, чтобы минимизировать всеми доступными средствами количество израсходованного топлива. А добиться этого можно тремя основными способами:
- разумно и сознательно сокращая пробег автомобиля;
- улучшая техническое состояние машины и экологические показатели работы двигателя;
- рационально управляя автомобилем на улицах и дорогах.

Наши люди на такси не ездят!

По первому пункту основные соображения и предпосылки сводятся к следующему. Если вы можете реализовать цель поездки без автомобиля, не используйте его. Например, вам необходим батон хлеба - сходите в магазин пешком или съездите на велосипеде, предотвратив хотя бы небольшой ущерб окружающей среде, и заодно принесете пользу собственному здоровью. Если вам нужно 50 батонов (ну, мало ли что...), закажите их по Интернету с доставкой на дом. Лучше ли это, чем съездить за хлебом самому? С точки зрения сокращения выбросов это лучше, так как логистик в интернет-магазине составит схему доставки так, что водитель заодно доставит продукты тем, кто живет неподалеку от вас и тоже сделал заказ. Пусть их будет четыре человека. Арифметика простая: вместо пяти автомобилей (включая ваш) в магазин поедет всего один. И его маршрут окажется немного длиннее, чем возможный маршрут автомобиля каждого из покупателей, но не в 5 раз, а намного меньше. А к этому следует добавить, что каталитические нейтрализаторы, способные снизить выбросы вредных веществ, начинают работать с номинальной эффективностью лишь через несколько километров пробега. При коротких поездках в холодное время года половина всех загрязняющих веществ выбрасывается при прогреве двигателя. В результате автомобиль службы доставки, даже проехав в 2 раза больше, чем каждый из пяти автомобилей частных владельцев, выбросит в атмосферу загрязняющих веществ в 10 раз меньше, чем все они вместе взятые. Вот вам и выигрыш для экологии! Это называется «телешопинг».

Работать иногда тоже можно, не выходя из дома. Многие на Западе уже так и делают, если позволяет характер работы. Ну, например, вы художественный редактор, программист или консультант по инвестициям. Подключайтесь к корпоративной сети своей фирмы по Интернету и трудитесь, не покидая квартиры! Выгода получится для всех. Вы не тратите время на дорогу, фирма не арендует лишних площадей для своих сотрудников, а окружающая среда не получает связанных с этим выбросов загрязняющих веществ.

Здоровье автомобиля  - дело государственное

С улучшением технического состояния и экологических показателей работы двигателей дело обстоит несколько сложнее. Тут не обойтись без государственной политики, поскольку именно государство вводит и контролирует соблюдение технологических и связанных с ними экологических стандартов и показателей, наиболее известными из которых являются показатели эмиссии выхлопных газов «Евро-3», «Евро-4». Государство должно всячески стимулировать производителей в направлении модификации автомобилей и модернизации их двигателей. При этом нерешенным остается вопрос с подержанными авто, не отвечающими современным экологическим требованиям. Но и тут государство может сыграть определенную роль. Например, стимулировать население к приобретению новых, отвечающих прогрессивным экологическим стандартам автомобилей с помощью льготных потребительских кредитов и выкупать у того же населения на выгодных условиях подержанные автомобили с обязательным зачетом их стоимости при покупке новых. Такие акции в начале 2000-х годов проводились, например, в Бельгии и Греции.

Государственная политика в области снижения негативного воздействия автотранспорта на окружающую среду должна реализовываться и в части ограничения движения по отдельным районам городов (вспомним пример Лондона) или дотирования пассажирского транспорта с одновременным созданием для него наиболее благоприятных условий движения в городе.

Возвращаемся к Лондону. Там в разметке почти всех улиц выделена полоса для движения общественного транспорта. Иногда она отделяется от остальной проезжей части бордюром, чтобы другие автомобили не могли на нее заезжать. Но и без бордюров вряд ли кто-либо из автовладельцев станет это делать, поскольку знает, что за транспортными потоками в автоматическом режиме следят видеокамеры, которые обязательно зафиксируют подобное нарушение, и водитель непременно получит квитанцию на штраф внушительных размеров (600 фунтов). За счет этого ездить по городу на собственном автомобиле становится долго и неудобно, а на общественном транспорте, к которому относится и такси, наоборот, быстро и более просто. Одновременно с этим снижаются выбросы загрязняющих веществ.

Кстати, почему бы Москве не взять на вооружение этот простой и очевидный прием? Тем более что для его реализации не надо вносить никаких изменений в законодательные акты города и Российской Федерации, о чем так много в последнее время говорят на самых разных уровнях!

Государством также финансируются разработки по улучшению экологических характеристик традиционных силовых установок автомобилей, улучшению традиционных видов топлива и поиску новых решений гибридных силовых установок, альтернативных видов топлива, но это уже не совсем экодрайвинг.

Автоповедение

Теперь коснемся собственно экодрайвинга как системы поведения водителя на дороге. Тут есть несколько рекомендаций, суть которых сводится к выработке определенного стиля вождения с максимально постоянной скоростью и на предельно низких оборотах двигателя, обеспечивающих эту скорость. Ряд таких рекомендаций дан в приведенной ниже таблице. Эти рекомендации кому-то могут показаться наивными, однако не следует ими пренебрегать. Англичане посчитали, что разница между расходом топлива двух автомобилей, движущихся в одном и том же потоке и управляемых в разных манерах (эко- и агрессивной), может достигать 15-20%, что не так уж мало, если перевести это количество в масштаб такого города, как Москва или Лондон.

Автоуважение

Не менее важным для отечественного «драйвера» является соблюдение ПДД и элементарное уважение других участников движения. Нарушение ПДД и агрессивное вождение в потоке являются основными причинами многочисленных ДТП, из-за которых возникают пробки и заторы в движении. В результате многочасового стояния огромного количества автомобилей с работающими двигателями увеличивается общий выброс загрязняющих веществ в атмосферу.

Идея провести небольшое исследование на эту тему возникла у меня, когда прошлым летом я стоял в пробке на Киевском шоссе, не доезжая поворота на Наро-Фоминск. Была пятница, вечер. Москвичи ехали на выходные за город, на дачи. Пробки на подмосковных дорогах в это время - явление привычное, но эта была особенно длинной и нудной. Она тянулась на 10 км и отняла у меня в общей сложности 2 часа времени, а причиной стало обычное ДТП. Столкнулись две «девятки». В принципе, ничего особенного в этом ДТП не было - несколько царапин и вмятин, общий ущерб составил, наверное, не более нескольких тысяч руб. Но сколько было отнято у остальных участников движения времени и нервов! Сколько раз пришлось тронуться и затормозить, сколько времени пришлось простоять на холостом ходу и  сколько выбросить в атмосферу загрязняющих веществ!!!

В связи с этим возникла мысль оценить ущерб от этого ДТП не по повреждениям кузовов автомобилей, а по загрязнению окружающей среды. Для этого было рассчитано по методике НИИАТ, сколько загрязняющих веществ было выброшено в атмосферу от автомобилей при движении в пробке и сколько - при равномерном движении того же количества автомобилей на участке той же длины.

Для расчетов использовались данные Института Генерального плана города Москвы об интенсивности движения и структуре транспортного потока на Киевском шоссе в часы пик. Оказалось, что разница в выбросах, обусловленная «некорректным» поведением двух владельцев «Жигулей» девятых моделей, составила около 4 тонн загрязняющих веществ! Причем в основном эта масса сверхнормативных выбросов состоит из окиси углерода, углеводородов и сернистого ангидрида.

Итак, из-за нарушения ПДД пострадали люди, маявшиеся в пробке, и был нанесен ущерб окружающей среде. Справедливо ли то, что нарушитель заплатит только за царапины на кузове? Мне, например, кажется неправильным, что ущерб окружающей среде в таких случаях остается без законной компенсации. В конце концов, для чего же тогда существуют Федеральные законы «Об охране атмосферного воздуха» и постановление Правительства РФ о плате за загрязнение окружающей среды? Вот если бы их удалось применить к ситуациям, подобным описанной выше, может, тогда хоть что-нибудь изменилось бы на наших дорогах в лучшую сторону и экодрайвинг стал бы не очередным заимствованием из английского языка, а модным увлечением наших граждан.  

МЯГКОВ Михаил Сергеевич, кандидат технических наук

 


Рекомендации из курса подготовки инструкторов по вождению автомобилей в Великобритании
ТемаПравильный ответ Неправильный ответ
Предчувствие/предвидение опасности или затруднений в движенииОпасность или затруднение следует предвидеть настолько заблаговременно, чтобы иметь достаточно времени для реакции. В этом случае удастся избежать резкого ускорения и торможения, реакция будет плавной и адекватнойВремя от времени оценивать опасность или затруднения. Реакция водителя будет резкой - сильный разгон или резкое торможение
Соблюдение скоростного режима Соблюдать все ограничения, содержащиеся в ПДД и указанные на дорожных знаках. Это обеспечит соответствие скорости автомобиля дорожным и погодным условиям, его движение с общим потоком ТСРегулярное превышение скоростного режима. Водитель не справляется с особенностями дороги, погоды, мешает движению основного потока ТС
Начало движения Не допускать перегазовки, не нажимать резко на акселератор. Начинать движение плавноПостоянно резко газовать, начинать движение резким рывком, слишком быстро для общих условий движения

Работа с акселератором

Плавно добавлять газ во время движения, следя за оборотами двигателя и показаниями других приборов. Внимательно следить за педалью газаПостоянно давить на акселератор и отпускать его, ведя машину рывками. Создавать тем самым помехи движению других ТС, особенно опасные для груженых автомобилей
Выбор передачи Выбирать передачу, соответствующую условиям движения, следить, чтобы передача была максимально высокой для требуемой скорости, чтобы не позволять двигателю набирать лишних оборотов

Переключать передачи чисто автоматически, без учета режима движения и требуемой скорости. Заставлять двигатель работать на излишне высоких оборотах

Торможение двигателемПо возможности максимально использовать преимущества торможения двигателемПренебрегать возможностью торможения двигателем, пользоваться исключительно тормозами при любой необходимости снизить скорость
Крутящий момент двигателя Извлекать преимущества из возможностей высокого крутящего момента двигателя, выбирая максимально высокую для требуемого разгона передачу. При необходимости избегания опасностей при движении выбирать минимальные обороты двигателя при запасе крутящего моментаНе пользоваться преимуществами высокого крутящего момента современных двигателей, ехать на заниженной передаче упуская из виду, что запас крутящего момента может понадобиться в случае возникновения опасности
Круиз-контроль Пользоваться круиз-контролем только тогда, когда это допускают условия движения, не создавать помех для движения других ТСПользоваться круиз-контролем даже тогда, когда это может помешать движению других ТС (заставлять их перестраиваться и совершать другие маневры)