Как разбирается «Россия» и строится «Федерация»

Наш город постепенно меняет свой облик, и объективно можно сказать, что за последнее время он стал городом европейского уровня с российским размахом. Москва «перекраивает» свои территории, ломая старое, чтобы возводить новое.  

Работы по сносу старых и возведению новых зданий равнозначны по сложности и по необходимости применения новейших технических достижений, делающих эти процессы технологичными и безопасными для окружающей среды и человека.


Финансово-промышленная корпорация «САТОРИ» основана в 1993 году А. В. Гусаровым.

Финансово-промышленная корпорация «САТОРИ»  осуществляет полный комплекс строительных работ, а также промышленную переработку строительных отходов. Специализируется на сложных сносах.

В активе компании: разборка гостиниц «Россия», «Интурист», «Москва», «Балчуг», «Киевская», универмага «Военторг», частичный снос стадиона «Локомотив» (всего более 600 снесенных объектов).

Председатель Совета директоров -  Андрей Валерьевич Гусаров, почетный строитель города Москвы, почетный строитель России. За помощь в восстановлении православных храмов награжден орденом Сергия Радонежского III степени.

Генеральный директор ФПК «Сатори»   -  Тенгиз Гурамович Каджая.

Руководитель проекта разборки гостиницы «Россия» - Николай Николаевич Чуканов, заслуженный строитель России.

Облик гостиницы «Россия» - символа социалистического прогресса 70-х годов - сегодня уже не актуален и завтра должен возродиться в новом качестве и виде. На месте «коробки из железобетона» будет воссоздан исторический район Зарядье и построен современный комплекс малоэтажных гостиниц с развитой инфраструктурой, органично вписанный в исторический центр Москвы. Знаменитый концертный зал будет сохранен и реконструирован.

Генеральным подрядчиком и проектировщиком работ по демонтажу гостиницы «Россия» является Финансово-промышленная корпорация «Сатори». Правительство Москвы и строительный департамент именно «Сатори» доверили роль генерального подрядчика и генерального проектировщика по разборке гостиницы «Россия». Этот выбор не случаен. В активе компании накоплен опыт проведения таких сложных работ, как разборка гостиниц «Интурист», «Москва», «Балчуг», «Киевская», универмага «Военторг», частичный снос стадиона «Локомотив» (всего более 600 снесенных объектов).

Компания «Сатори», которая сегодня сносит около 30% всех зданий в Москве и обладает успешным опытом разборки высотных зданий в историческом центре столицы, осуществляет полный комплекс строительных работ, а также промышленную переработку строительных отходов. Технологии по переработке строительных отходов, разработанные и применяемые корпорацией «Сатори», уникальны и  являются ее вкладом в экологию города. Компания одной из первых внедрила на строительном рынке технологию замкнутого цикла производства: снос - переработка строительных отходов - производство вторичных материалов.

В настоящее время возвести новое здание легче, чем разрушить уже существующее. Пословица «ломать - не строить» сейчас стала уже не актуальна.

Перед строительными фирмами ставится задача не просто снести здание и расчистить участок, а сохранить экологическую составляющую территории как во время проведения работ, так и в последующем.

Использование современных строительных технологий подразумевает не снос, а демонтаж зданий и позволяет производить его даже в условиях действующего производства. Конечно же, оборудование, используемое при таком производстве, достаточно дорого, но защита окружающей среды сегодня дороже. А куда девать строительный мусор, миллионы тонн бетона, кирпича, балок, арматуры? Валить в овраги, вывозить на полигоны?

Сегодня в столице полным ходом идет реализация нескольких программ Правительства Москвы: снос пятиэтажек, программа обновления гостиничного фонда, реконструкция улиц и площадей, строительство третьего кольца. Все это сопровождается сносом старых зданий. «Сатори» принимает активное участие и в сносе пятиэтажек, и в сносе гостиниц, и в реконструкции третьего кольца.

Одним из демонтируемых объектов компании была гостиница «Интурист» (она была переработана, а полученный щебень использован на строительстве гипермаркета «АШАН»), где была разработана и обкатана собственная технология разборки, которая теперь с успехом используется на демонтаже «России». Однако сейчас повышен уровень механизации для разборки несущих конструкций.

Не новость, что в процессе сноса зданий в центральных районах города выделяется огромное количество пыли, которая оседает на крышах и фасадах зданий, а также на припаркованных автомобилях. Чтобы пыль и шум проводимых работ не портили впечатления москвичей и гостей столицы, приехавших полюбоваться Кремлем и прогуляться по набережной, готовится к установке высокое  рекламное ограждение, которое будет опоясывать «Россию» по периметру.

Проектирование работ с учетом уникальности и сложности объекта потребовало предварительного обследования конструкций самой гостиницы и особенно стилобатной части, которую решено было усилить, чтобы она выдержала тяжелую технику. И в течение всего периода разборки гостиницы будет осуществляться постоянный мониторинг по-движек почвы для обеспечения безопасности близлежащих зданий (в частности храмов).

Для повторного использования элементов гостиницы «Россия» в новом строительстве каждый сохраненный элемент также будет предварительно обследован специалистами «Финпроекта» и получит соответствующий сертификат качества. Планируется повторно использовать около 60% пилонов, облицованных мрамором, которые придавали гостинице ее неповторимый облик. Кстати, именно благодаря пилонам проект фасада новых отелей будет напоминать фасад снесенной «России».

Самой сложной частью проекта стало строительство фундаментов под башенные краны. Было предложено неординарное решение: разместить фундаменты не на земле, а на 2-этажных колоннах стилобата. Стилобат гостиницы - это 2-этажное здание, на котором и стоит гостиница. Стилобат был рассчитан на определенные нагрузки, но никак не на тяжелую строительную технику. Основная масса колонн стилобата стоит на металлических рамах, которые опираются уже на колонны.

Башенный кран вместе с балластом весит около 200 тонн. Во время вращения нагрузка передается попеременно на каждую из четырех лап, максимально до 93 тонн. К работе подключились ЦНИИСК (Центральный научно-исследовательский институт имени Кучеренко) НИИ оснований. Основание стилобата и колонны были укреплены. Наши геодезисты ведут постоянный мониторинг стилобата и фундаментов, следят, нет ли отклонений и просадок.

Землю надо использовать бережно, не захламляя ее отходами, и по возможности нужно безотходное производство сделать доходным - экологически и экономически целесообразным.  

 


Корпорация MIRAX GROUP была основана в 1994 году Сергеем Полонским и Артуром Кириленко как компания «Строймонтаж», которая за несколько лет выросла в крупную многопрофильную корпорацию, лидера монолитного домостроения Москвы и Санкт-Петербурга.

В активе компании - жилые комплексы «Корона» и «Золотые Ключи-2», элитный коттеджный поселок «Ы», бизнес-центры «Europe-Building», «Pollars», «Кутузовская Ривьера», «Mirax Park», «Дом на Таганке», реконструкция жилого района «Фили - Давыдково» и многое другое.

Председатель Совета директоров, Президент корпорации MIRAX GROUP - Сергей Юрьевич Полонский, почетный строитель России, обладатель множества почетных званий и наград.

Главными архитекторами проекта выступают Питер Швегер и Сергей Чобан (Германия).

Конструктивные разделы выполняют корпорация «Торнтон-Томасетти Групп», конструкторский отдел корпорации MIRAX GROUP и ЗАО «Городской проектный институт жилых и общественных зданий».

Инженерные разделы выполняются компаниями «Эберт Интернэшнл ГмбХ & Ко. КГ» и ЗАО «Армо-Групп».

Директор по строительству башни «Федерация» - Артур Владимирович Александров.

ММДЦ «Москва-Сити» - символ деловой жизни Москвы и самый крупный инвестиционный и строительный проект в Европе. Он строится на Краснопресненской набережной на участке 60 га и объединяет 15 высотных офисных, торговых и гостиничных комплексов.

«Федерация» - сооружение первого класса капитальности, возводимое минимум на 100 лет. Комплекс «Федерация» - композиционный центр ММДЦ «Москва-Сити». Возведение башни «Федерация» - хорошо продуманный и четко выверенный эксперимент (в Москве аналогов не было) по строительству зданий такого класса.

Возведение высоток - своего рода технологический вызов. В соответствии с российскими государственными стандартами они относятся к сооружениям I уровня ответственности, а значит, требуют тщательной проработки еще на стадии проектирования. Одной из главных проблем высотного строительства в России до недавнего времени считалось отсутствие строительных норм и правил для зданий выше 75 м, в связи с чем каждый высотный проект требовал индивидуального согласования с множеством институтов: НИИ ОСП, ФГУП КТБ ЖБ, ГСПИ, НИИ Мосстрой, ФАПС (Росстрой). Это увеличивало себестоимость строительства и его продолжительность. Для строительства этого здания разработали свои правила, которые отчасти легли в основу московских норм. Требования, предъявляемые к отечественным высотным зданиям, в отличие от принятых в Европе, Америке, Юго-Восточной Азии, на порядок ужесточены и по сейсмической и пожарной безопасности, и по нормам для расчетов и изысканий при проектировании. При сборе исходных данных, при строительстве и дальнейшей эксплуатации принята единая схема комплексной надежности сооружений. Она заключается в том, что кроме базовых разработок существует дублирующий контроль.  Т. е. конструктивный расчет каркаса проверяется дважды.

Также при проектировании и строительстве учитывалось и состояние грунта, на которое опирается здание, все-таки это  берег Москвы-реки.

Наша столица стоит на флювиогляциальных песках и глинах, возводить на них тяжелые дома категорически не рекомендуется. Это вам не Нью-Йорк или Куала-Лумпур, прочно утвердившиеся на скальных породах. Масса даже самой малорослой московской высотки составляет 150 000 т, и неизвестно, как под ней поведут себя грунты лет через 10-15. Впрочем, справедливости ради стоит заметить, что основательной критике подвергалось строительство и             60-этажных небоскребов в Сингапуре, возводимых прямо посреди океана, и выросшего в пустыне на песках Лас-Вегаса, и построенных на воде высоток Монте-Карло. В ответ на подобные выпады другие эксперты говорят, что, хотя московская земля - не самая идеальная площадка для строительства, работать на ней вполне реально. Строить можно практически на любых грунтах, если делать это грамотно. Иными словами, проблема не в почве, а в квалификации и добросовестности строителей.

Наши российские конструкторы и геологи предлагали опереть здание на тот грунт, который существует. Застройщики и проектировщики и в этом подстраховались: переоперли здание на свайное поле, проткнув слой глин, который потенциально может быть опасным,  оперев тем самым здание на известняки, полускальную породу.

В процессе эксплуатации предусмотрен инструментальный геодезический мониторинг - мониторинг свай, основания под плитой, плиты, напряженного состояния вертикальных конструкций и перекрытий. Он, как и большинство расчетов, систем, проектов в здании, дублирован.

Строительство башни «Федерация» имеет свои рекорды: мы первые, кто начал применять самоподъемную опалубку; это первый объект, на котором применяются самошагающие краны; это первый объект массового применения высокопрочных бетонов (первый в Европе опыт применения бетона Б-80); первый в Европе опыт заливки таких крупных плит и первый в мире опыт заливки такого объема бетона. Бетон в основании башни Б - Б-40, заливали 1,5  суток (9,5 тыс. м3), в башне А - 14 тыс. м3, и заливали его   3 суток.

Проект «Федерация» был принят из 40 предложенных вариантов и утвержден на общественном совете. Одним из основных требований было  стилистическое соответствие окружающей среде.

Концентрация в одном месте большого количества людей и транспорта создает  еще одну проблему - транспортную. Этот вопрос пока остается открытым. Сейчас ведется детальная, обширная исследовательская работа с                  НИИ  Генплана и с привлеченными консультантами по поводу подъездных путей и площадок к ММДЦ «Москва-Сити». Та схема, которая была разработана несколько лет назад, сейчас перерабатывается в сторону улучшения и позволит обеспечить транспортную доступность Сити. Будут развязки, мосты, дублер Кутузовского проспекта, набережные, тоннели. Метро уже пришло в Сити. Что касается автотранспорта, идет детальная, обширная исследовательская работа. Парковок здесь на всех не хватит. Мы понимаем, что развиваться схема будет по американскому или английскому пути. Т. е. поток транспорта будет отсекаться на подъездах, и люди будут доставляться с парковок, расположенных недалеко от Сити. Это будут маршрутные такси, автобусы.

Инновационными разработками можно считать и фасад с особым стеклом - это две мягкие низкоэмиссионные пленки. Такое покрытие на стеклах предусматривает ограничение теплопотерь и теплопритока от солнца.

Вентиляционные системы  внутри здания также одни из самых передовых. Весь воздух, который попадает в здание, фильтруется, ионизируется, подготавливается, увлажняется, утепляется. Выхлопные автотранспортные газы в помещение попадать не будут. Тем более что ветры, которые возникают между зданиями, также будут способствовать их выносу. Смога как такового по той же причине не будет.

Многофункциональный офисно-рекреационный комплекс «Федерация», расположенный в ММДЦ «Москва-Сити», станет одним из самых престижных и впечатляющих офисных зданий Москвы и самым высоким в Европе - высота башни составит 354 м (со шпилем - 448 м). Это два здания, напоминающие по форме паруса (малая башня - 62 этажа, большая - 93), соединенные между собой переходами со шпилем. В шпиле будет располагаться смотровая площадка и панорамный лифт. По окончании строительства башня станет самым высоким зданием в Европе.