Институт комплексного развития территорий  Институт экологии города
главная
главная
  карта сайта
карта сайта
  контакты
контакты
       
 

 

Московская промзона

Зыбкие границы М и МО

Москва и Московская область являются фактически единым регионом, хотя и разделенным административно. У них единое транспортное и инженерное пространство, объединяющее многомиллионные людские потоки.

Подмосковье обеспечивает столичный мегаполис необходимыми для его жизнедеятельности сырьевыми, трудовыми и экологическими ресурсами (Москва «пьет» из подмосковных водохранилищ; Московская область является поставщиком для строек столицы основных строительных материалов; в области расположена экосистема, обеспечивающая снабжение мегаполиса чистым воздухом, водой). Размещение отходов потребления и производства Москвы осуществляется на территории Московской области.

Столица, со своей стороны, стремясь использовать ресурсы Московской области для удовлетворения своих потребностей, способствует наращиванию социально-экономического потенциала Подмосковья, повышает его инвестиционную привлекательность  (с начала 2000 года бюджет Московской области вырос в 10 раз и в 2007 году по предварительным оценкам составит 200 млрд. рублей).

Интеграция столичного мегаполиса с районами ближайшего Подмосковья усиливается с каждым днем. Невольно напрашивается сравнение этих регионов с соседями по коммунальной квартире. Представим себе ситуацию, что один из соседей затеял ремонт у себя в комнате. Совершенно очевидно, что это отразится на состоянии соседнего жилья и затронет личное пространство его обитателей.

Возможно ли при такой тесной интеграции Москвы и Московской области решить экономические, социальные и экологические проблемы в одиночку? Это ключевой вопрос!

Заводы - на выход...

Необходимость вывода промышленных предприятий из Москвы рассматривалась еще в 80-е годы прошлого века на заседаниях Совета Министров СССР. Основной идеей являлся запрет строительства мощных промышленных предприятий в таких городах, как Москва, Ленинград, Свердловск, Казань и Красноярск, а также открытие филиалов крупнейших действующих предприятий в других регионах и развитие их как градообразующей базы. В результате такого перераспределения крупного производства предполагалось улучшение экологической обстановки и освобождение территорий под рекреационно-культурные зоны.

В 90-е годы экономическая ситуация, а главное, само устройство государства изменились, и эта программа стала нежизнеспособной. Процесс исчезновения промышленности в Москве пошел в русле, не подконтрольном только властям. Ликвидировалось производство, а промышленные корпуса превращались в рынки, автомагазины и т. д.

Острая нехватка в последние годы участков под застройку в «дорогоземельной» Москве вынудила столичные власти вновь обратиться к проблеме вывода промышленных предприятий  из города. Столице не хватает земель под офисное и жилищное строительство, культурно-досуговые центры, спортивные сооружения, детские учреждения. Многие экологически опасные производственные объекты, некогда строившиеся на окраинах Москвы, сегодня оказались в гуще жилых кварталов.

Чтобы оценить значимость и масштабы проблемы, приведем несколько цифр: территория столицы в пределах МКАД составляет около 100 тыс. га, 27 тыс. га из них приходится на промышленно-коммунальные зоны. По последним данным, в Москве насчитывается 83 промышленные зоны, почти половина из которых расположены фактически в центре столичного мегаполиса.

Ключевое противоречие - финансы

Проблема реорганизации промышленных территорий - на сегодня актуальнейший вопрос развития города.  Совершенно очевидно, что такое количество промзон не соответствует столичному статусу. Однако политика вывода промышленных предприятий из столицы уже не может базироваться на директивных методах, не учитывающих экономические особенности в России в целом и в Москве в частности.

Москва, как и любой другой регион, не хочет расставаться с производствами, которые обеспечивают налоговые поступления в бюджет и рабочие места (промышленные предприятия столицы дают пятую часть доходов в городской бюджет, благодаря их работе сотни тысяч москвичей получают зарплату). А выводимые за черту города заводы и фабрики и юридически, и фактически будут располагаться в области и получат полное право вести финансовые расчеты уже с областными органами власти, пополняя их бюджет.

Но самое главное, успешно действующее промышленное предприятие - основа настоящего и будущего Москвы, ее социально-экономический потенциал (на этом моменте неоднократно заострял внимание в своих выступлениях мэр Москвы Ю. Лужков).

Подмосковье, со своей стороны, готово принять столичные промышленные предприятия (чем больше в регионе промышленности, тем более динамичным с экономической точки зрения является регион), но с оформлением на территории области и с размещением на «дальних» землях. Такие условия не устраивают уже московских предпринимателей.

Наряду с этим в области разработана и успешно реализуются своя целевая «Программа Правительства МО по созданию промышленных округов на территории  МО на период до 2010 года». Настоящая программа предусматривает создание исключительно за счет частных инвестиций 3 технопарков, 38 индустриальных и агропромышленных парков, 12 логистических парков и «сухих» портов. Индустриальные центры будут оснащаться новой транспортной, инженерной, деловой и социальной инфраструктурой. В рамках данной программы Правительство МО предполагает создать не менее 360 тыс. дополнительных рабочих мест с оплатой труда выше современной в отраслях экономики МО.

Из всего вышесказанного следует вывод, что на настоящий момент заинтересованной стороной в высвобождении территорий промзон является только Москва. Правительство Москвы в рамках Целевой программы реорганизации производственных территорий города Москвы на период 2004-2006 годов и концепции этой работы на период до 2010 года поставило перед собой первоочередную задачу переместить предприятия в черте города Москвы. Т. е. в ближайшие годы Москва намечает развитие только за счет внутренних резервов. Первые земельные участки, уже выделенные для формирования промышленных зон, находятся на московских землях за пределами МКАД (территория Молжаниновского района, Южное Бутово, Щербинка, Зеленоград) и непосредственно граничат с землями Московской области.

Пилотный проект программы создания промышленных округов на территории Подмосковья будет реализован в ближайшие три года в Истринском районе. На этот срок намечено строительство индустриального парка «Давыдковское». Целью проекта является создание индустриального парка, включая строительство логистических и производственных модулей. Общая площадь земельного участка, планируемого под строительство, составляет 33,3 га. Первой очередью промышленного округа в Истринском районе стал логистический комплекс класса А. В июле будут сданы в эксплуатацию складские помещения общей площадью 120 тыс. м2.

Помимо логистического комплекса, к 2008 году девелоперы хотят построить в парке «Давыдковское» офисный центр и производственные здания. Они займут  9 га земли. Численность производственного и обслуживающего персонала индустриального парка составит около 2,5 тыс. человек, численность персонала логистического парка будет составлять порядка 6,5 тыс. человек.

Помимо этого, учитывая специфику объекта, принято решение об организации учебного центра ЗАО «Кулон-Истра» для обучения персонала с учетом специализации всего промышленного округа. Объем инвестиций в проект составит 3 млрд. рублей.

В Каширском районе появится логистический парк.

Вблизи деревни Корыстово Каширского района Московской области (в месте пересечения федеральных трасс «Москва - Дон» и «Москва - Каспий») будет  создан логистический парк. Завершить строительство предполагается до 2011 года.

Инфраструктура парка разместится на земельном участке площадью 82,5 га. Ориентировочный объем инвестиций в реализацию проекта составит 6 млрд. рублей.

Общая численность рабочих и служащих превысит 2 тыс. человек со среднемесячной зарплатой 26 тыс. рублей. При выходе объекта на проектную мощность налоговые отчисления в бюджеты разных уровней составят 1 млрд. рублей. Для отбора потенциальных участников инвестиционного проекта планируется провести открытый аукцион.

Плюсы могут превратиться в минусы

В Постановлении Правительства Москвы от 24.02.2004 № 107-ПП «О Целевой программе реорганизации производственных территорий города Москвы на период 2004-2006 г г.» однозначно прописано, что все промышленные зоны будут вновь возводимыми объектами в строгом соответствии с требованиями к экологическому качеству современной среды обитания, энергосбережению, охране труда, транспортному обеспечению. Все это в комплексе даст и Московской области импульс к развитию производства, повышению уровня жизни.

...

...

Полная версия материалов доступна только подписчикам.

Авторизуйтесь или ознакомьтесь, пожалуйста, с условиями подписки »

Share
Поместить ссылку в:
  • Перепечатка текстов и иллюстраций допускается только с письменного разрешения редакции.
 
 
RSS трансляция новостей
© 2005-2019 «Территория и планирование» - аналитический журнал о комплексном развитии территорий. ISSN 2074-2037 (Print), ISSN 2074-2045 (Online).