Курорт в городе. Часть третья

Как бы то ни было, но в Москве есть позитивные примеры разумного хозяйствования на отдельно взятой природной территории. Один из них - яхтенный порт «Строгино», территория нового качества, достойная более пристального рассмотрения и ее «радетель» - Дмитрий Андреевич СОЛОВЬЕВ, заместитель генерального директора ГУП «Берега Москвы».

Два года назад на берегу Строгинской поймы процветала обычная прибрежная свалка. Сегодня здесь расположен современный яхтенный порт,  который за краткое время существования сумел стать не только удобной стоянкой судов, но любимым местом отдыха  для  опытных  яхтсменов,  для москвичей самых разных социальных слоев. На территории порта есть плавучая баня и уютный ресторан «Другие берега», всевозможные водные развлечения, здесь играют в пейнтбол и катаются на гидроциклах, разводят форель и стерлядь, организуют спортивные соревнования и проводят общегородские праздники.  Все хорошо, если бы не одно «но» - такое место в Москве пока единственное. Хотя для комплексного развития водной инфраструктуры города необходима целая цепочка подобных  марин.  

Именно поэтому ГУП «Берега Москвы» приняло участие в реализации городской целевой программы «Создание спасательно-оздоровительных комплексов на воде до 2010 года» и разработало несколько оригинальных и так нужных городу проектов. Один из них - «Яхтенный порт «Сити» - предполагается разместить по соседству с Московским международным центром  «Москва-Сити».  Если сегодня, двигаясь по воде от Третьего транспортного кольца до Четвертого, смотреть на эту территорию, то впечатление сложится просто удручающее. Выход города к реке - как «ничейная земля» за забором, куда выбрасывают мусор все кому не лень. В этом неуютном уголке  вид на Москву с воды  до боли напоминает декорации к фильму-катастрофе - разбитые, зияющие провалами окна, полуразрушенные корпуса, хаос и запустение ... Именно территорию, расположенную вдоль реки от «Сити» к Филевской пойме, московское правительство планирует реорганизовать в первую очередь. 

Все бы ничего, но есть одна странность: в планах глобального строительства небоскребов на берегу реки как-то не наблюдается присутствия водных объектов. Между тем  яхтенный порт вполне мог бы  с пользой восполнить этот пробел. Для создания марины мы предлагаем использовать узкую полосу акватории Москвы-реки вдоль набережной Тараса Шевченко и  уже существующий причал, при этом судовой ход останется свободным. Такое месторасположение более чем оправданно: у набережной Тараса Шевченко река делает изгиб. Построенный здесь спортивно-оздоровительный комплекс позволит контролировать большую акваторию реки от Западного порта до Дома Правительства и обеспечит безопасность населения на этом участке водного пространства столицы.    

Все сооружения будущего порта предполагается разместить на специально оборудованных понтонах, техническое оснащение которых предусматривает подачу воды и электричества не только на причал, но и на  яхты и лодки, а проблемы канализации будут решены за счет установки автономных систем. Еще один существенный «плюс» проекта - мобильность конструкций понтонов, которые буквально в считанные часы могут быть установлены, разобраны, увеличены или уменьшены в размерах. На этих «плавучих фундаментах» можно расположить спасательную станцию, кафе, бассейн, лодочную станцию, причалы для яхт и катеров. Учтена в проектном решении и вечная проблема столичных автомагистралей. Места для парковки машин будут располагаться на понтонах вдоль набережной. Водное такси, также предусмотренное в проекте, легко решит вопрос оперативного передвижения по городу, существенно сэкономит время и, вполне возможно, станет реальной альтернативой легковому такси на вечно загруженных столичных улицах и проспектах. Однако для развития нового для столицы вида транспорта нужно освободить доступ к столичным берегам и убрать с их территорий промзоны и остатки прежних предприятий. Впрочем, «Яхтенный порт «Сити» способен решить и другие городские проблемы - от проведения общегородских праздников на водном пространстве  до развития туристического бизнеса на отдельно взятом участке Москвы-реки.

Второй, не менее интересный проект «Берегов Москвы» связан с возрождением первого в столице речного яхт-клуба «Стрелка». Он был открыт в 1867 году и располагался в старинном особняке на Берсеневской набережной, у развилки Москвы-реки и Обводного канала, в буквальном смысле в двух шагах от Кремля. В прежние времена клуб носил гордый статус «императорского», к  1911 г.  количество его активных членов выросло до 124 человек,  а флотилия насчитывала 40 гребных и парусных судов. Причем круг увлечений членов клуба был весьма обширен: помимо гребли, здесь были занятия плаванием, стрельбой и фехтованием, катания на буерах, лыжах и коньках. Солидный авторитет московского яхт-клуба подтверждает собственный кормовой флаг, полученный по указу Государя Императора Николая II  2 ноября 1912 г. В верхней части белого полотнища, над синим андреевским крестом, располагался национальный флаг России, а внизу - императорская корона.  С 1915 г. командором яхт-клуба и его основным меценатом был Сергей Николаевич Шустов - не только известный московский предприниматель и  владелец коньячной империи, но и чемпион страны, выигравший первый кубок, который в 1892 г. учредили 22 гребных клуба России.

Сегодня от некогда известного яхт-клуба осталось лишь здание, которое находится под охраной государства, да гребная база с памятным названием «Стрелка». Правда, существуют радужные планы чудесного преображения  этого исторического места в «Золотой остров», призванный создать в центре Москвы туристическо-рекреационную зону с развитой и многофункциональной инфраструктурой.  Но вот что любопытно: проект предусматривает переоборудование расположенных здесь зданий под шикарные апартаменты, но ... опять же оставляет «за бортом интересов»  освоение и реконструкцию акватории. 

Планировочное предложение, разработанное ГУП «Берега России», напротив, предполагает экореконструкцию этой части Замоскворечья, проведенную с учетом ее уникального местоположения. Все дело в том, что  западная часть стрелки острова, удаленная от городских магистралей и окруженная водой с трех сторон,  по сути своей является идеальным местом для организации культурного отдыха у воды. А ведь сейчас в центре города зоны спортивного отдыха практически отсутствуют! Поэтому мы предлагаем возродить культурно-спортивные традиции «Стрелки» и реализовать здесь проект, во многом сходный с яхтенным портом «Сити». Спасательно-оздоровительный комплекс предполагается разместить вдоль Берсеневской и Болотной набережных. Здесь можно установить понтонные причалы, а на них разместить служебные и общественные сооружения, спасательную и лодочную станции, плавательный бассейн и кафе.  Тогда акватория водоотводного канала полностью будет превращена в рекреационную зону, идеально подходящую для  прогулок на гребных лодках, катамаранах и даже на стругах.

Идея строительства в Москве яхтенных портов отвечает замыслам администрации города. Осталось лишь осуществить задуманное и превратить часть столичного пространства в настоящий курорт, расположенный в черте города.

СОЛОВЬЕВ Дмитрий Андреевич


Спутниковая антенна и коврик перед «порогом» яхты свидетельствуют о том, что обитатели яхтенного порта «Строгино» поселились здесь всерьез и надолго


Здесь, в отдельном садке, расположенном по соседству с понтонами для яхт, плещется стерлядь и форель, которых так часто заказывают посетители ресторана «Другие берега»




Предпроектное предложение для строительства спасательно-оздоровительного комплекса «Сити» на набережной Тараса Шевченко. Возможное будущее яхтенного порта «Сити». Фото вверху - сегодняшняя реальность. Внизу - смоделированное будущее


«Другая жизнь» яхтенного порта «Строгино»




Предпроектное предложение для строительства спасательно-оздоровительного комплекса «Крымский мост». Такой видят возрожденную «Стрелку» авторы проекта. Фото вверху - так было... Фото внизу - ... а так может быть.