Институт комплексного развития территорий  Институт экологии города
главная
главная
  карта сайта
карта сайта
  контакты
контакты
       
 

 

Курорт в городе. Часть первая

Если городской житель, желая отдохнуть, стремится прочь из города, значит, его жизнь в этом городе комфортной не назовешь. Чтобы изменить ее к лучшему, надо создать разумное сочетание функции городских территорий и качества среды, которое обеспечит горожанам оптимальное существование в условиях городского ландшафта. Эта новая для Москвы постановка вопроса требует и нового взгляда на проблему. Можно ли в городе отдохнуть, и если да, то где это лучше сделать? Оказывается, можно, но для этого нужно не только правильно выбрать и обустроить территории, отведенные для этих целей, но и грамотно организовать сам процесс отдыха. Задача, кстати сказать, вполне разрешимая. Поэтому чтобы рассуждения наши были  неголословными, а примеры - обоснованными, мы расскажем о различных проявлениях столичного бытия и смелых попытках создания курорта в городе  на московских территориях.

Пищу для размышлений о месте курорта в городе и возможности реализации этого принципа экореконструкции в столице предоставило прошедшее лето. Многие московские парки и даже скверы ожили для многолюдных праздников. Всего, конечно, не перечислить, но наиболее яркие события следует назвать и проанализировать.

Строго говоря, классификационных признаков, по которым можно отбирать объекты для размышлений, у прошедших мероприятий несколько, поэтому мы выделим четыре основных:
- расположение площадки на территории города;
- круг приглашенных;
- повод для праздника;
- организаторы.

Давайте разберем эти признаки, и вам, дорогой читатель, станет понятно, что принципиальной иерархии здесь нет.  Начнем, пожалуй, с места расположения.

Расположение площадки на территории города

География широко известных в городе мероприятий выглядит следующим образом. Центральный административный округ:
- на Чистопрудном бульваре прошли  ежегодный Фестиваль цвета и выставка фотографий «Земля с воздуха»;
- в Лужниках - фестивали цветников и пива, праздник газеты «Московский комсомолец» и самого спортивного комплекса;
-в парке им. Горького - фестиваль яхт;
- в парке на Красной Пресне - пикник «Афиши», юбилей «Внешторгбанка»;
-в саду «Аквариум» - фестиваль цветов, организованный  журналом «Мезонин».

Западный административный округ:
в Волынском лесу - корпоративные праздники московских организаций, в том числе   Оргрэсбанка.

Северо-Восточный административный округ:
Фестиваль цветников на ВВЦ.
На этом остановимся. Вы, дорогой читатель, наверное, удивлены, что при таком обилии озелененных территорий в периферийной частях города основная масса праздников прошла в центре. А объяснение простое:  праздники проводят там, где лучше инфраструктура - удобные подъезды, прогнозируемые парковки, подходящая планировочная структура и ...есть разумная  администрация, которая проявляет интерес ко всему  происходящему и  с которой можно выстроить нормальные взаимоотношения. 

Круг приглашенных

Разумеется, выбор площадки для проведения праздника  определяет круг приглашенных. Вариантов здесь много, но основных - два: 

1. Все, все, все... но прежде всего - молодежь. Что, впрочем, вполне понятно, ведь для семейных людей, привыкших к размеренной жизни, «дачной повинности» никто не отменял.

2. Избранный круг лиц - клиенты банков, известные личности, «уважаемые кроты». Для тех, кто забыл сказку «Дюймовочка» или вообще ее не читал, поясню, что «уважаемые кроты» - это люди с высоким социальным статусом, умеющие со вкусом поговорить о бизнесе в нерабочей обстановке и уже не позволяющие себе «варварствовать» на природе.

Люди этих категорий пересеклись только на одной площадке - в  парке  на Красной Пресне, где одно за другим прошли  пикник «Афиша» и корпоративный вечер «Внешторгбанка». «Оргрэсбанк», напротив, предпочел укромный уголок в Волынском лесу. Возможно, такую разницу во вкусах легко объяснить различием и в клиентуре: «Внешторгбанк» в большей степени ориентирован на широкие слои населения, поэтому и территорию для праздника выбрал более демократичную.

Итак, делаем первые выводы - экологические. Для массовой категории приглашенных не так важно качество природы, как ее наличие. Для избранного круга лиц - наоборот. И здесь организаторы готовы на всяческие экологические штучки: строить специальные настилы, сберегающие траву от вытаптывания,  запускать живую рыбу в искусственный водоем. Соответственно различны и последствия такого отдыха.  Если элементы природы не демонстрируются и не оберегаются как достояние ландшафта (как это обычно бывает на цветочно-ландшафтных праздниках), то их состояние после отдыха горожан сильно меняется, причем не в лучшую сторону.

Повод для праздника

Здесь у организаторов общественных праздников явно просматриваются три возможных варианта мотивации:

1. Прославиться, т. е. просто показать себя во всей красе или посоревноваться с конкурентами.

2. Собрать всех, кого только можно, и на этом заработать деньги.

3. Поощрить клиентов, да и  себя показать с наилучшей стороны.

Последний принцип возможно реализовать только на элитных, «хорошо причесанных» территориях. Для первого и второго мотивов вполне сгодится и простая лужайка, однако экологические последствия ее использования будут примерно те же, что от  приглашения «всех, всех, всех....».

Организаторы

Тут все очень просто. Практика показывает, что организаторы бывают двух видов, которых мы условно назовем так:

1. «Бизнесмены», озадаченные исключительно зарабатыванием денег на конкретном проекте.

2. «Меценаты», жаждущие в первую очередь славы и признания. Финансовая составляющая для них отходит на второй план. 

Первые не всегда готовы тратить  деньги на восстановление утраченных свойств природных компонентов ландшафта, поскольку считают эту статью расходов неоправданным «минусом» из своей прибыли.

Вторые воспринимают эти затраты  запланированными расходами на рекламу своей компании, более того - средством продемонстрировать свое позитивно-заботливое отношение к окружающему миру и, как следствие,  явить народу свой респектабельный имидж и даже известную утонченность.  Ведь можно провести корпоративный праздник в боулинг-клубе или театре, а можно пригласить всех ... в  парк. Как говорится, почувствуйте ... дыхание свежего ветерка.

Кстати говоря, не раз упомянутый здесь «Оргрэсбанк» приглашал всех не куда-нибудь, а во «Всехний Мир». Причем в программу праздника было включено строительство «всехнего дома». Да, что и говорить, чувствуется размах на нечто корпоративное. Было интересно.

Оргвыводы

Участки  природы в городе нужны и востребованы не только как «зеленые легкие» города, но и  как места проведения досуга горожан. Естественно,  наиболее актуальны из них те, которые максимально доступны и отличаются  более развитой инфраструктурой.

Пожалуй, Москве следует всерьез задуматься о создании  территорий ограниченного использования с высоким качеством природных компонентов ландшафта. Конечно, содержать их дорого, но  дело того стоит. В любом случае необходимо отработать «механизм ликвидации последствий» массового нашествия плохо организованных пестрых масс горожан  на озелененные территории в режиме пиковых нагрузок. Только не обижайтесь, дорогой читатель на столь строгие формулировки! Это сказано обо всех нас. Следует искать разумный выход из сложившейся ситуации, причем искать именно  в экономической плоскости. И прежде всего -  ввести за правило часть денег, заработанных на «праздничных» мероприятиях, тратить на ликвидацию их последствий. 

Попробуем иллюстрировать сказанное на простом примере. За один праздничный день рекреационный поток, прокатившийся по парку «Красная Пресня», составил  30 тыс. человек (цифра безумная и абсолютно не соответствующая реальному потенциалу этого уютного московского уголка). Однако если бы организаторы додумались увеличить стоимость билета (номинал - 70 рублей) на 10-30 рублей, то получили ли бы «свободные» 300-900 тыс. рублей для экореабилитации парка, т. е. восстановления затоптанных газонов, поломанных кустов и очистку территории от мусора.  И для парка  хорошо, и для гостей  праздника не так уж накладно! И не надо унижать людей надуманной бедностью!

КУРБАТОВА
Анна
Сергеевна,
доктор географических наук,
профессор

 



Поставленный на прикол баркас и нежные березки уже сами по себе создают «курортное» настроение




Парк на Красной Пресне в ожидании веселья



Для «массовой» категории приглашенных не так важно качество природы, как ее наличие


Уютные уголки парков до массового нашествия отдыхающих


«Послевкусие» коллективного веселья  и ликвидация его последствий

Share
Поместить ссылку в:
  • Перепечатка текстов и иллюстраций допускается только с письменного разрешения редакции.
 
 
RSS трансляция новостей
© 2005-2019 «Территория и планирование» - аналитический журнал о комплексном развитии территорий. ISSN 2074-2037 (Print), ISSN 2074-2045 (Online).