Проект реконструкции площади Тверской Заставы

Проектируемый объект включает транспортную развязку на площади Тверской Заставы, систему пешеходных связей, состоящую из наземных, подземных пешеходных переходов и пешеходного моста через железную дорогу, а также многоярусный гараж-автостоянку с торговым комплексом и наземным торговым павильоном.

Тверская застава расположена в трех километрах от Китай-города. Это  один из самых крупных организующих узлов в системе центральных площадей - Красной,  Триумфальной, Пушкинской, Манежной ... С утра до позднего вечера через нее движется многотысячный поток пешеходов и автомобилей.

Коммуникационная система площади Тверской Заставы сейчас находится в кризисной ситуации. Транспортный узел, работающий в режиме светофорного регулирования, оказался  в состоянии исчерпанной пропускной способности. Причину прежде всего следует искать в отсутствии паркингов и использовании проезжей части улиц для автостоянок.  Существующие пешеходные зоны неудобны и имеют многочисленные улично-светофорные пересечения с долгими циклами ожидания. Уровень благоустройства территории площади крайне невысок.

Тверская застава входит в число исторических застав Камер-Коллежского вала. Основы планировочной структуры площади Тверской  заставы  сложились в  конце XIX в., когда в 1870 г. были  построены  Смоленский железнодорожный вокзал и мост по Тверскому направлению, а в 1880 - 90-х гг. срыты Бутырский и Грузинский валы с последующим устройством проездов.  В 1907 г. по проекту архитектора И.И. Струкова был построен новый вокзал, дошедший до наших дней, а позднее - Тверской путепровод в его настоящем виде. Транспортно-пересадочный характер площадь приобрела с вводом в 1938 г. радиальной линии метрополитена, а в 1952-м - кольцевого направления со станцией «Белорусская-кольцевая».

Однако на прилегающих территориях существуют значительные резервы площадей, не освоенных в строительстве и реконструкции, к тому же отсутствует ценная историческая застройка. Все это создает возможности активного нового строительства, оптимального использования подземного пространства, увеличения функциональных нагрузок посредством  сброса транспортных потоков на 3-е кольцо по трем направлениям: Бутырский Вал, Ленинградский проспект, Грузинский Вал.

Проведение экореконструкции площади действительно необходимо, поскольку позволит грамотно организовать транспортные и пешеходные потоки, уменьшить загрязнение воздушной среды автотранспортом, восстановить исторически сложившийся сквер в центральной части площади, создать необходимую привокзальную и городскую инфраструктуру.

Ведущим принципом экореконструкции реализуемого проекта является движение в городе.

Проектируемая транспортная развязка  значительно повысит пропускную способность и безопасность транспортного узла, обеспечит постоянный автомобильный поток в этом районе, облегчит движение по улицам, прилегающим к площади, а также удобный подъезд к Белорусскому вокзалу.

Запланирована организация четырех пешеходных входов в торговый комплекс, три из которых - подземные переходы, а четвертый - вход из сквера около памятника М. Горькому. Для автомобилистов предусмотрено три подъезда к подземной парковке.

С площади будут удалены все наземные парковочные стоянки и  убраны временные торговые павильоны из легких конструкций.

Реконструкция площади Тверской Заставы будет осуществляться в несколько этапов, в которых предусмотрено сохранение транспортных потоков и организация пешеходных связей на весь период строительства.

Характеристики проекта
Начало строительства: 2004 г.
Окончание  - 2008 г.
Правовая поддержка: распоряжение правительства Москвы № 1567-РП от 4 августа 2004 г.
Заказчик работ:  ООО «Стройинком-К»
Генеральный проектировщик:   ГУП «Мосинжпроект»   
Архитектурные решения комплекса: ГУП «Моспроект-2»
Место расположения: ЦАО


ОЦЕНКА УСПЕШНОСТИ ПРОЕКТА

ОСВОБОЖДЕНИЕ ЭНЕРГИИ ТЕРРИТОРИИ
Площадь Тверской Заставы - один из крупнейших транспортно-пересадочных узлов города, расположенный в Центральном административном округе  г. Москвы. В настоящее время коммуникационная система объекта находится в кризисной ситуации. Транспортный узел, работающий в режиме светофорного регулирования, оказался  в состоянии исчерпанной пропускной способности. Отсутствие паркингов и использование проезжей части улиц и проездов для автостоянок снижают его пропускную способность. Существующие пешеходные переходы неудобны и имеют многочисленные улично-светофорные пересечения с долгими циклами ожидания. Уровень благоустройства территории площади крайне невысок.

ГРАНИЦЫ, НЕ СОЗДАЮЩИЕ КОНФЛИКТОВ
Тверская застава располагается всего в трех километрах от Китай-города и является одним из самых крупных организующих узлов в системе площадей центра столицы - Триумфальной. Пушкинской, Тверской, Манежной, Красной...С утра до позднего вечера через нее движется многотысячный поток пешеходов и автомобилей. Реконструкция площади будет осуществляться в несколько этапов, предусматривающих сохранение транспортных потоков и организацию пешеходных связей на весь период строительства.

ДВИЖЕНИЕ БЕЗ ГРАНИЦ
Большинство проблем территории возможно решить  за счет грамотной организации транспортных и пешеходных потоков. Результатом реконструкций узла станет беспрепятственное движение по трассе Ленинградский проспект - 1-я Тверская-Ямская улица и выезд на Тверской путепровод из зоны центра. Кроме того, пешеходные потоки на площади будут в значительной степени выведены из зоны движения транспорта за счет подземных пешеходных связей.

КУРОРТ В ГОРОДЕ
Тверская застава входит в число исторических застав Камер-Коллежского вала. Статус и уникальность территории вызывает необходимость поиска оригинальных архитектурно-планировочных решений, которые отвечали бы повышенным требованиям в части художественной выразительности, композиционной целостности и экологической обоснованности принимаемых решений.
Задачу формирования экологического каркаса территории можно решить при помощи включения объектов природного комплекса, расположенных в непосредственной близости от Тверской заставы,  в границы запланированных проектных работ.
Озеленение и благоустройство площади предполагается реализовать за счет восстановления сквера, в центре которого планируется установить отреставрированный памятник М. Горькому. Для оформления выходящих на поверхность технических шахт подземного комплекса будут использованы современные ландшафтные проемы. В летний период на площади вдоль пешеходных зон предусмотрена установка декоративных деревьев в переносных  формах и отдельно стоящих цветочных композиций.

ПАРТНЕРСТВО С ПРИРОДОЙ
Основной вклад в отравление столичной атмосферы вносит автомобильный транспорт. Высокий уровень загрязнения воздуха особенно характерен для примагистральных территорий и центральной части города. Максимальный выброс загрязняющих веществ от автомобиля приходится на режим холостого хода, т. е. во время  движения в пробках и остановки на светофорах. Поэтому существенно снизить выбросы загрязняющих веществ в атмосферу предполагается за счет правильной организации движения на площади и повышения скорости. 

ПРОЦЕССЫ С ЭКОЛОГИЧЕСКИМ СОПРОВОЖДЕНИЕМ
Определение влияния строительства на прилегающий  грунтовый массив и застройку проводилось с использованием методов математического моделирования. Для  локализации возможных негативных последствий реализации проекта были рассмотрены специфические технологии и алгоритм строительства подземного комплекса, которые позволяют существенно снизить влияние на прилегающую застройку. Принятые проектные решения позволят уменьшить объем защитных мероприятий по усилению существующих зданий, проведение которых необходимо до начала строительства.

РИТМЫ ДНЯ И СЕЗОНЫ ГОДА В ЖИЗНИ ГОРОДА
Введение в эксплуатацию торгового комплекса поможет существенно развить социальную инфраструктуру как Тверского района, так и всего города.  Входы  в подземный торговый центр будут выполнены в виде  стеклянных конструкций, подсвечиваемых в ночное время, поскольку  район не пустеет даже ночью. Проект предусматривает архитектурное освещение площади и организацию пешеходной зоны между Тверской и 2-й Брестской улицами. По замыслу архитекторов, площадь Тверской Заставы должна стать одним из любимых мест москвичей. Объекты с различными функциями, собранные в единую систему, будут доступны для горожан и гостей столицы в любое время года.

Новая транспортная развязка значительно повысит пропускную способность и уровень безопасности транспортного узла, обеспечит безостановочное движение автомобилей в этом районе, облегчит подъезд к Белорусскому вокзалу  и движение  по улицам, прилегающим к площади. Такое решение приведет к существенному улучшению экологической обстановки в районе Тверской заставы: снижению уровня загрязнения атмосферного воздуха и уменьшению шумовой нагрузки.

Реконструкция площади Тверской заставы в значительной степени  улучшит инфраструктуру вокзала в части обеспечения автостоянками, учреждениями сопутствующего сервиса, объектами потребительного комплекса, гостиничной сферы.

Благоустройство площади будет решено с учетом архитектурного оформления примыкающей к ней исторической застройки. Пешеходные зоны будут вымощены камнем, а внешний вид площади практически не изменится - памятник М. Горькому вернется на свое место, а сквер и газоны будут восстановлены.

Антикризисный вариант решения площади Тверской Заставы. Теперь здесь будет одинаково уютно и людям, и машинам