Системный подход к решению экологических проблем

 - Загазованность московского воздуха - один из самых острых вопросов экологии города. С каждым годом количество автомобилей растет, воздух не становится чище,  и возникают два вечных вопроса:  «кто виноват?» и «что делать?»

- Раньше было известно, кто во всем виноват, да и теперь тоже разобраться  просто. Атмосферный воздух в столице  - не подарок, большая его часть (83%) состоит из автомобильных выхлопов. Кто ездит на этих автомобилях? Мы с вами, москвичи. Кто выпускает эти автомобили? Наша любимая отечественная промышленность, которая производит автомобили, соответствующие классу «Евро-0» или «Евро-1». Пять лет город добивался принятия постановления правительства России по запрету выпуска «Евро-1» и «Евро-0». Пробили еле-еле, теперь будем выпускать только машины, соответствующие «Евро-2». А  Европа тем временем с 2005 года перешла уже на «Евро-4» и даже замахнулась на «Евро-5». У нас же,  как говорится, воз и ныне там.

Еще одна важная составляющая - качество моторного топлива. И здесь ситуация далека от идеала, поскольку  реальный контроль за качеством моторного топлива разрушен в целом по России. Единственный город, который принял собственный закон об ответственности за реализацию некачественного моторного топлива, - это Москва, где начали вводить реальные штрафные санкции, сейчас они составляют 300 тыс. рублей. Естественно, никто не хочет добровольно оплачивать штрафы за продажу моторного топлива, которое не соответствует экологическим требованиям города. Тем не менее удалось переломить ситуацию в правовом плане: мы выиграли большинство судебных исков и по решению судов заставили заплатить компании, которые продавали бензин с различными (в том числе свинцовыми) добавками. Недавно состоялось вручение первых экологических знаков для автозаправочных станций. Это своего рода знак качества, который подтверждает, что АЗС, которая его получает, не желает ассоциироваться в глазах покупателей с "чёрными продавцами" моторного топлива - то есть теми, кто торгует бензином низкого качества и тем самым не только губит машины москвичей, но и отравляет их самих и всю окружающую среду. 

- Решение проблемы загазованности городского воздуха зависит от эффективного использования новейших технологий в автомобилестроении, перехода на безопасное топливо, создания эффективного экологичного автомобиля. А как в Москве обстоят дела с экотранспортом? Может,  пересядем на велосипеды?

- По экологически безопасному транспорту могу сказать так: у нас принята и динамично развивается программа по переходу на диметилэфир, это довольно перспективное моторное топливо. Работает опытное производство, есть целая серия муниципального транспорта, который уже не первый год проходит испытания по применению диметилэфира. Думаю, что по основным характеристикам при наличии нейтрализатора его возможности соотносимы со стандартом  «Евро-4». Для города это в высшей степени достойная характеристика. Опять же вопрос упирается в ресурсы, потому что внутри столицы поднять такую общегосударственную тему только за счет бюджета города очень сложно. Но попытки есть. Присматриваемся к зарубежному опыту. Крупные автоконцерны ведут разработку водородных двигателей, автомобилей с гибридной силовой установкой. Разработку автомобилей, использующих электрическую и бензиновую тягу, ведут, например,  «Тойота» и «Нисан». На разработку экологически безопасных видов транспорта они ежегодно тратят огромные средства. Сегодня это направление активно развивает Калифорния, пример в отношении к экологии. Там большая группа состоятельных людей образовала ассоциацию любителей экологически безопасного транспорта. Автобусы с водородным двигателем, как показали недавние автосалоны, уже запущены в опытную эксплуатацию. Китайцы обещали, что на время Олимпиады 2008 года, которую в Пекине назвали «зелеными играми», пересадят всех участников только на водородный транспорт. Но это удовольствие не из дешевых: реальная стоимость этого автобуса сегодня составляет примерно 1 млн долл. Мне случалось проехать на них. Действительно, автомобили бесшумные и очень удобные. Но повторюсь: даже в опытной эксплуатации есть много проблем.

За трехлетний период в столице высажено свыше 2 миллионов различных цветов. Площадь городских цветников доведена с 319 тыс. квадратных метров в 2003 году до 596 тыс. квадратных метров в 2005 году (увеличилась на 87 %).В 2005 году в рамках общегородской программы озеленительных работ было высажено более 86 тыс. деревьев, 382 тыс. кустарников.

В продолжение темы сообщу следующее... В середине октября в Москве будет проходить II-я Международная конференция «Альтернативные источники энергии для больших городов». В конференции примут участие ведущие учёные России, представители крупнейших иностранных концернов. Будет вестись работа по всем ключевым направлениям: экономические аспекты применения источников энергии, законодательные проблемы использования альтернативных источников энергии, научно-технические прогнозы развития энергетики. От того, как будет проведено это важное мероприятие, в значительной степени зависит будущее, поскольку важно не останавливаться на уровне фундаментальных исследований, а доводить их разработку до прикладных аспектов.А велосипеды... В рекреационных зонах велосипедные дорожки предусмотрены по проекту, и мы настаиваем на их наличии.  Яркий пример - экологическая тропа в заказнике «Воробьёвы горы». Но мы живём не в Италии, Франции или Китае, где велосипеды, мопеды и мотоциклы легких конструкций являются чуть ли не основным средством передвижения в городе. У нас своя климатическая специфика.

- Существующая система нормирования загрязняющих веществ для предприятий, к сожалению, не приносит желаемого эффекта. На деле получается, что заводы и фабрики находят лазейку для несанкционированного выброса. Какие меры принимаются для усиления контроля за объемами выбросов вредных веществ?

- Формально существуют узаконенные для предприятий нормативы  выбросов вредных веществ. Они вроде как соблюдаются, однако жалобы жителей на присутствие загрязняющих веществ повторяются из года в год. Мы выяснили, что превышение лимитов, установленных федеральными службами, как правило, происходит в ночное время. Уже составлены списки нарушителей; более того, мы приняли специальное постановление, которое обязывает эти предприятия за счет собственных средств устанавливать системы автоматического контроля, которые будут не только опломбированы, но и подключены к нашей контролирующей системе.

- Расскажите, как действует в Москве система экологического мониторинга за состоянием окружающей среды?

- Сегодня в столице работают 30 автоматических стационарных станций, контролирующих уровень загрязнения воздуха. Еще 9 находятся в состоянии монтажа или опытной эксплуатации.  Они расположены во всех функциональных зонах города - в жилых районах, вблизи крупных магистралей города, на территориях, прилегающих к крупным промышленным предприятиям города, и на особо охраняемых природных территориях, по 2 - 3 станции на каждый административный округ. В целом по городу контролируется содержание в воздухе 22 загрязняющих веществ, характерных для выбросов промышленных предприятий Москвы и автотранспортного комплекса. Отдельно выделена подсистема автоматического контроля качества атмосферного воздуха на наиболее крупной транспортной артерии - третьем транспортном кольце. Здесь измеряется содержание в атмосферном воздухе более 16 загрязняющих веществ (в том числе ароматических и алифатических углеводородов), содержащихся в выбросах автотранспортных средств.

В состав природного комплекса Москвы включено свыше 110 сохранившихся в городе лесных и лесопарковых массивов, парки, сады, скверы, бульвары, озелененные территории ограниченного пользования и специального назначения. Общая площадь всех озелененных территорий Москвы составляет около 35 тыс. га (около 34% площади города), что в расчете на каждого жителя составляет около 16 кв. м озеленённых территорий общего пользования. По оценкам специалистов, на территории города произрастает 30 - 40 миллионов деревьев. Это соответствует удельной обеспеченности зелёными насаждениями в крупнейших городах развитых стан, таких как Берлин и Прага; значительно превышает показатели Нью-Йорка, где на человека приходится только 8,6 кв. м, Лондона (7,5 кв. м), Парижа (6 кв. м), Токио (4,8 кв. м).

Помимо содержания в воздухе загрязняющих веществ,  каждая станция контролирует и  метеорологические параметры, что позволяет отслеживать изменение условий рассеивания загрязняющих веществ и прогнозировать уровень загрязнения воздуха. Дополнительно к стационарной автоматической системе в городе действуют передвижные лаборатории, совершающие регулярные рейды по городу. Они обследуют территории, подверженные наибольшей антропогенной нагрузке, районы, запланированные под  реконструкцию, а также участки,  откуда поступает наибольшее количество жалоб от населения.

По количеству автоматических постов контроля качества воздуха, принципам их размещения, методам и периодичности измерений автоматическая система контроля качества воздуха полностью удовлетворяет требованиям директив Европейского союза. Находящиеся «под наблюдением» загрязняющие вещества определены Всемирной организацией здравоохранения для постоянного контроля и последующей оценки воздействия загрязнения воздуха на здоровье населения.

- Улицы Москвы год от года становятся все более зелеными и «цветочными», в чем, без сомнения, немалая заслуга вашего департамента. Каковы дальнейшие планы работы по озеленению нашего города?

- В июне постановлением Правительства Москвы  принята новая трехлетняя программа озеленения столицы. Могу сказать, что за это время на озеленительные работы предполагается выделить более 18 млрд. руб. Цифра сама по себе весомая, наверное, аналога вы не найдете нигде. Мы перешли на жесткие требования по посадке только взрослых крупномерных деревьев,  активно заменяем породный древесно-кустарниковый состав. Идет работа и по пересадке взрослых деревьев, но это вопрос непростой. Вы, наверно, знаете такую историческую акцию по пересадке методом передвижки 200-летней липы на территории государственного музея-заповедника Царицыно? Липу передвинули вместе с комом земли по предварительно вырытой траншее, при помощи мощного бронетягача на базе танка. В конце 2005 г. мы успешно осуществили это. Дерево удалось сохранить, вывести с территории строительства, и сейчас оно чувствует себя прекрасно.

За период реализации Целевой среднесрочной экологической программы города Москвы на 2003 - 2005 годы высажено более 390 тыс. деревьев, более 1320 тыс. кустарников, отремонтировано и создано газонов на площади более 2430 га. Это значительно повысило средозащитные функции зелёных насаждений города. 

В марте подобные работы велись в Петровском парке. Операция осложнялась тем, что взрослые вязы и клёны высотой около 15 метров переплелись корнями. Пришлось передвигать сразу по нескольку деревьев.

Преуспели мы и в области цветочного оформления: за последние четыре года практически утроили площадь цветников. Мне приятно, когда об этом говорят люди, которые приезжают в город впервые. Опять же, ежегодно проходят фестивали цветников - на уровне города,  префектур, районов и даже отдельных домов. Совсем недавно были подведены итоги конкурса по цветочному оформлению территорий жилой застройки. Приятно, что москвичи активно подключаются к этому процессу и украшают не только клумбы перед подъездами, но и свои балконы и лоджии.

- Москва продолжает активно строиться, хотя свободных площадей практически не осталось. Плотность уже существующей застройки велика, и конечно же, вырубка деревьев неизбежна. Насколько возможно сохранить городу его зеленые насаждения?

- Здесь нужно помнить, что дерево - живой организм, который тоже стареет, его «городской» век составляет 50 - 60 лет, несколько меньше, чем в лесу. Поэтому когда мы вводили механизм компенсационного озеленения, то ставили перед собой еще одну задачу - обновить зеленый наряд столицы, которую мы стараемся успешно решать. Думаю, что порадую москвичей, сказав, что тополь не входит в наш «посадочный арсенал», мы наложили табу на эту «пуховую радость».  Еще один принципиально важный момент - постепенное избавление от грунтовой территории во дворах и ее замена на газонную, а если это невозможно, то на асфальт. Потому что главный источник запыления - незадернованная поверхность. Кстати, так называемые плоскостные стоянки тоже желательно располагать на газонах. Мы сейчас активно это практикуем, согласовывая разный проектный материал на этот счет. Чтобы завершить эту тему, скажу, что за последнее время наша, так называемая, «непримиримая» позиция, отвергающая огромное количество проектов инвесторов, позволила сохранить городу примерно160 тыс. деревьев. Мы отказываемся  согласовать проекты, связанные с большой вырубкой деревьев, и настаиваем на пересадке тех из них, которые можно пересадить. Проще говоря, действуем по принципу стоматолога: сохрани максимум зубов, что можешь - удалить всегда успеешь.

- Не за горами зимний сезон, пожалуй, самое проблемное время в системе благоустройства нашего города. Проблема уборки снега с улиц, казалось бы, непосредственно связана с ограничением двигательного пространства в городе, но ведь существуют и ее экологические составляющие. Пожалуйста, расскажите о них.

- Разумеется, уборка снега прочно связана с экологией столицы. Несколько лет назад Москва-река и Яуза пребывали просто в ужасающем состоянии: снег с мостовых, транспортных магистралей, улиц и дворов собирали и выбрасывали прямиком в реку. Сама по себе проблема приобретала довольно удручающий характер, особенно если учитывать, что в качестве противоледных реагентов коммунальные службы использовали техническую соль с агрессивным натрием, который разъедал почву. В итоге мы «пересолили» нашу городскую почву до состояния «не могу», и началась активная утрата зеленых насаждений. Только тогда мы, с одной стороны перешли на новые противоледные реагенты, а с другой - начали активно строить снеготаялки. Установки первой очереди появились на системах Мосводоканала. Там  растопленный снег  сбрасывали на специальные решетки, установленные на коллекторах Мосводоканала, а уже на выходе шла довольно мощная очистка. Тем самым удалось минимизировать влияние снежных масс на загрязнение водных объектов. Сейчас идет вторая очередь - строительство снегоплавильных камер на коллекторах Мосводостока. Здесь возникают более серьезные проблемы, поскольку мы сталкиваемся с качеством очистных сооружений менее развитой очистительной системы. Поэтому главное - разместить все 100% собираемого и вывозимого в городе снега на снеготаялках, чтобы баланс этот совпадал.

...

...

Полная версия материалов доступна только подписчикам.

Авторизуйтесь или ознакомьтесь, пожалуйста, с условиями подписки »