Институт комплексного развития территорий  Институт экологии города
главная
главная
  карта сайта
карта сайта
  контакты
контакты
       
 

 

Экономические направления госполитики в области использования и охраны природных ресурсов

Во все времена промышленная, энергетическая, продовольственная, экологическая безопасность страны определялась  состоянием ее природных ресурсов. Ведь именно природу и ее богатства можно с полным правом назвать естественной основой устойчивого социально-экономического развития России.  А значит, ее сохранение и грамотное использование является проблемой государственной важности и требует государственного подхода.

На современном этапе развития промышленного производства и его  усиливающегося воздействия на окружающую среду роль государства в обеспечении ее защиты и принятия мер по сохранению экологического баланса становится определяющей. Поэтому Экологическая доктрина Российской Федерации устанавливает  основные экономические механизмы обеспечения экологической безопасности государства.

Между тем не секрет, что цель любого бизнес-процесса - скорейшее достижение результата при минимальных затратах. Причем сокращение этих затрат происходит в первую очередь, за счет мероприятий, которые, казалось бы, не дают видимого эффекта повышения производительности труда, и, напротив, направлены на охрану окружающей среды. Именно поэтому государство уделяет большое внимание правовому регулированию отношений, развивающихся в сфере экологии, природопользования и охраны окружающей среды, а также вопросам лицензирования, учета и контроля в целях обеспечения воспроизводства минерально-сырьевой базы и экономного расходования запасов всех невозобновляемых природных ресурсов. Примечательно, что одним из основных направлений государственной политики в этой области становится экономическое стимулирование субъектов к проведению мероприятий по охране окружающей среды, применению экологически чистых технологий в производстве.   

Внедрение новых экологических технологий должно стать не временной мерой, а частью экологической стратегии каждого предприятия, потенциального источника загрязнения. Многие субъекты предпринимательской деятельности уже выработали такую стратегию и приступили к ее реализации. Так, в результате комплекса мероприятий, запланированных ГМК «Норильский никель» в рамках экологической политики компании, на Таймырском полуострове выбросы диоксида серы в атмосферу к 2015 году должны сократиться на 78%.

Первые шаги в этом направлении государство уже сделало. Государственная дума ратифицировала Киотский протокол к рамочной конвенции ООН об изменении климата, согласно которому  Россия в 2008 - 2012 гг. обязалась не увеличивать объем выбросов парниковых газов  и сохранить его на уровне 1990 г.  Более того, специалисты утверждают, что  к 2010 году. в топливно-энергетической сфере объем выбросов парниковых газов составит около 80% от данных 1990 г. и даже в 2020 году не достигнет означенного в Протоколе уровня. Однако необходимо строго соблюдать установленные институциональные и правовые нормы проектов, обеспечивающие эффективность и прозрачность их реализации. 

Одной из основных проблем для предприятий металлургии является загрязнение почв тяжелыми металлами, а также выброс воды, содержащей   соли этих металлов, и другие вредные вещества в водную среду. Поэтому должна быть создана многоуровневая система экологической защиты, предусматривающая постоянный мониторинг выбросов в атмосферу, водных стоков и иного вредного воздействия. С этой целью на предприятиях необходимо создавать отделы и  лаборатории экологического мониторинга.

Для предприятий целлюлозно-бумажной промышленности характерны не только экологические проблемы, сопутствующие процессу производства (выбросы в атмосферу, водные сбросы и т. д.), но и глобальная задача - измерение экологического баланса. Эта проблема вплотную связана с вырубкой леса, потери которого во всем мире становятся критическими. Известно, что в настоящее время США лишились более трети своих лесов, а в Европе девственных лесов вообще не осталось. Чтобы сохранить лесные массивы, необходимо разрабатывать кардинально новые технологии изготовления целлюлозы. Определенные шаги в этом перспективном направлении уже сделаны; например, существует позитивный опыт выработки целлюлозы из льна. Уверен, что необходимо расширять финансирование подобных исследований.

Одна из крупнейших экологических проблем в ТЭКе - загрязнение природной среды нефтью и нефтепродуктами, особенно остро она стоит в нефтедобывающих регионах. Темпы утилизации отходов остаются низкими, планы их крупномасштабного использования не реализуются. Не следует забывать о недостаточном уровне экологической безопасности технологических процессов, высоком моральном и физическом износе основного оборудования, недостаточной развитости природоохранной структуры (в том числе систем предотвращения и снижения негативных воздействий на природную среду).

Целью государственной политики по обеспечению экологической безопасности является последовательное ограничение нагрузки ТЭКа на окружающую среду, приближение к соответствующим европейским экологическим нормам.

Финансируя исследования в области применения экологически чистых технологий, государство само дает импульс к разработке экологических инноваций. Так в федеральной целевой программе «Энергоэффективная экономика» (2002 - 2010 годы) на разработку и создание пилотных установок, реализующих экологически чистые процессы и технологии нового поколения в области энергетики, выделено более 100 млн руб.

Поэтому в первую очередь необходимо разработать экономические стимулы использования высокоэкологичных производств, малоотходных и безотходных технологий за счет установления жестких требований к деятельности предприятий и продукции ТЭКа. С этой целью следует  создать систему компенсационных выплат государству за нарушение экологических норм. Принцип организации этой системы должен быть закреплен законодательно и носить характер экономических платежей, в том числе в страховые фонды превентивных мероприятий. Именно эти меры наряду с прочими приведут предприятия к форсированному  внедрению экологических технологий.

При реализации инвестиционных проектов необходимы ужесточение контроля над соблюдением экологических требований и совершенствование системы государственной экологической экспертизы.

Решение указанных задач требует создания законодательной и нормативно-правовой базы, призванной стимулировать инвестиции, регламентировать обеспечение экологической безопасности и охрану окружающей среды, отвечать современным экологическим требованиям и уровню научно-технических достижений, а также формировать единую информационную  систему экологического мониторинга.

В экономическом разделе проекта экологического кодекса, разрабатываемого Правительством Российской Федерации, предполагается предоставление налоговых льгот и бюджетных кредитов на производство альтернативных видов топлива. Этот нормативный документ также предполагает введение налога на нежелательную в экологическом отношении продукцию (например, на низкокачественный топочный мазут).

В странах «Большой восьмерки» вклад экологически чистого бизнеса в ВВП колеблется от 10 до 24%. Плата за негативное воздействие на окружающую среду должна работать не как фискальный, а как стимулирующий механизм. Поэтому в проекте экологического кодекса при формировании нормативов допустимых выбросов для промышленных предприятий совершен переход от определения их на основании понятия «предельно допустимые концентрации» к понятию «наиболее совершенные (доступные) технологии».

С другой стороны, необходимо ускорить разработку проектов федеральных законов об обязательном экологическом страховании, о плате за негативное воздействие на окружающую среду и других профильных нормативных актов и принять их в едином пакете с экологическим кодексом.

Главной задачей сегодня является экономическое регулирование рыночных отношений в целях рационального природопользования, снижения нагрузки на природную среду, ее охраны, привлечения бюджетных и внебюджетных средств на природоохранную деятельность.

В области нормотворчества основные задачи таковы:

1) обеспечение перехода к системе рентных платежей в сфере природопользования;

2) включение в экономические показатели полной стоимости природных объектов с учетом их средообразующей функции, а также стоимости природоохранных (экологических) работ;
3) создание полноценного механизма взимания платежей с хозяйствующих субъектов, эксплуатирующих природные ресурсы, их использование в целях сохранения и восстановления природной среды, в том числе биоразнообразия;

4) реализация в полной мере принципа «загрязнитель платит», зависимость размера платы за вредные выбросы от их объема и опасности для окружающей среды и здоровья населения;

5) разработка научно обоснованной методики определения размера компенсаций за ущерб, наносимый окружающей среде и здоровью граждан в процессе хозяйственной деятельности, при техногенных и природных чрезвычайных ситуациях, а также в результате экологически опасной деятельности (в том числе военной), обеспечение обязательной компенсации экологического ущерба окружающей среде и здоровью населения;

6) обеспечение адекватного бюджетного финансирования охраны окружающей среды как одного из приоритетных направлений деятельности государства;

7) создание системы финансирования природоохранных работ на конкурсной основе за счет средств бюджетов всех уровней и внебюджетных источников;

8) формирование и применение налоговой и тарифной политики, стимулирующей переориентацию экспорта с сырья на продукты глубокой переработки;

9) создание и применение системы налогов и пошлин, стимулирующих использование экологически чистых технологий, товаров и услуг, независимо от страны-производителя;

10) совершенствование механизмов изменения форм собственности и купли-продажи земли, природных ресурсов и хозяйственных объектов с учетом сохранения и восстановления природной среды (включая оценку прошлого экологического ущерба, обязательства по проведению реабилитационных мероприятий и др.);

11) установление механизма финансовых гарантий (включая экологическое страхование), связанных с возможным негативным воздействием на окружающую среду;

12) содействие развитию экологического аудита действующих предприятий, предпринимательству в сфере охраны окружающей среды и добровольной сертификации;

13) внедрение рыночных механизмов охраны природы, в том числе стимулирующих повторное использование и вторичную переработку промышленных товаров;

14) введение ответственности производителя за произведенный продукт на всех стадиях - от получения сырья и производства до утилизации; создание условий для внедрения системы лизинга экологически безопасных промышленных товаров длительного пользования, в том числе для личных нужд;

15) использование схем международных финансово-экономических расчетов с учетом вклада стран в обеспечение глобальной устойчивости биосферы;

16) формирование условий для стимулирования благотворительной деятельности в области охраны природы.

Следует понимать, что принимаемые государством меры по стимулированию применения экологически чистых технологий только в том случае будут иметь успех и станут частью целостной государственной экологической политики,  если будут дополнены и развиты собственными экологическими программами всех субъектов экономической деятельности. Лишь тогда  мы сохраним страну не только как государственное образование, но, что не менее важно, как пригодную для жизни людей территорию.

 

ТАРАСЮК Василий Михайлович, депутат Государственной Думы ФС РФ, член фракции ЛДПР в Государственной Думе ФС РФ, заместитель председателя Комитета по природным ресурсам и природопользованию

Биография

Депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ.
Член фракции ЛДПР, заместитель председателя Комитета по природным ресурсам и природопользованию. Член депутации Государственной Думы в Постоянной делегации Федерального собрания Российской Федерации в Парламентской Ассамблее Черноморского экономического содружества (ПАЧЭС).
Совместно с депутатами комитета внес в Государственную Думу на рассмотрение:
- проект закона «О рыболовстве»;
- проект изменений  в  Федеральный  закон  «О континентальном шельфе Российской Федерации»;
- проект изменений в Федеральный закон «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации»;
- законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О континентальном шельфе Российской Федерации» и Федеральный закон «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации»;
- законопроект «О внесении изменений в статью 333-3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в части снижения размеров ставок сбора за использование некоторыми объектами водных биологических ресурсов)».
Имеет два высших образования:
- Киевский торгово-экономический институт (специальность «экономист»);
- Уфимский нефтяной институт (специальность «горный инженер»).
Работал в Министерстве нефтяной промышленности на управленческих должностях. Дважды избирался депутатом Когалымского городского Совета народных депутатов, Когалымской городской думы Ханты-Мансийского автономного округа.
Награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени, медалью Министерства обороны Российской Федерации «За укрепление боевого содружества»,  почетной грамотой Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа.
Кандидат экономических наук.
Заслуженный работник Минтопэнерго.

Share
Поместить ссылку в:
  • Перепечатка текстов и иллюстраций допускается только с письменного разрешения редакции.
 
 
RSS трансляция новостей
© 2005-2019 «Территория и планирование» - аналитический журнал о комплексном развитии территорий. ISSN 2074-2037 (Print), ISSN 2074-2045 (Online).