Расти, экорейтинг, расти!

Каждый инвестор желает знать…

Рейтинги компаний и организаций составляются уже более 150 лет. Причем основная задача любого исследования такого типа – показать потенциальному инвестору, кто из возможных получателей его финансовых средств наиболее привлекателен по комплексному параметру «надежность / прибыль» – не менялась с момента их возникновения.
«Инвестор имеет право знать» – эта фраза одного из основателей знаменитого рейтингового агентства «Standard&Poor», Генри Пуру стала обоснованием для всех видов ранжирования.
Естественно, что в современных условиях ведения бизнеса инвестор хочет знать все больше. Поэтому сейчас рейтинговые агентства ранжируют всё и вся, стараясь учесть максимальное количество показателей, характеризующих деятельность предприятий.
В последние годы в связи с всеобщим ростом внимания к экологическим проблемам в рейтингах стали учитываться и природоохранные аспекты деятельности предприятий.

В Россию рейтинги как инструмент инвестиционной политики пришли на заре формирования рыночных отношений. Все начиналось с классических рейтингов инвестиционной привлекательности, учитывающих исключительно экономические показатели деятельности предприятий. Но новые «зеленые» веяния быстро долетели и до нас. Поэтому сегодня в России экорейтинги можно считать новым инструментом экологизации бизнеса.

Так ли страшен экорейтинг, как его малюют?

Сегодня обновляемую информацию по любому вопросу можно оперативно получить в Интернете. Поэтому нами был проведен анализ электронных документов, размещенных в Сети, включающие понятие «экологический рейтинг», который показал, что термин имеет самое разное содержание и назначение:

  1. Символ, привлекающий внимание к любой информации, ассоциированной с ним.
  2. Информация, используемая в интересах рекламы товаров и услуг, в том числе:
    1. о состоянии атмосферы – в связи с продажей автотранспортных средств, установок искусственного климата и стеклопакетов / окон;
    2. состоянии воды – в связи с продажей водных фильтров;
    3. состоянии экосистем:
      1. – в связи с продажей недвижимости (квартир, коттеджей, земельных участков) и лекарств;
      2. – в связи с оказанием медицинских, бытовых (уборка помещений, очистка воздуха и воды, вывоз мусора, благоустройство и ландшафтный дизайн земельного участка), информационных (создание электронных карт) услуг.
  3. Новости и тематическая информация СМИ. Они либо копируют оригинальную информацию об экорейтингах, иногда меняя местами или исключая некоторые позиции, либо ссылаются на нее.
  4. Информация об экологических рейтингах из специализированных источников.


«РБК-Рейтинг» является по сути рейтинговым СМИ. Проект предполагает регулярную публикацию рэнкингов и рейтинговых оценок по отраслям экономики и бизнеса. Одна из задач проекта «РБК-Рейтинг» – аккумулирование всей информации о рейтингах и рэнкингах, посвященных компаниями, финансовым организациям и рынкам России и развитых стран. Будучи он-лайновым проектом, «РБК-Рейтинг» может создавать и поддерживать рейтинги, изменяющиеся в режиме реального времени, что дает им преимущество перед печатными, которые устаревают еще в процессе верстки. «РБК-Рейтинг» ориентируется не только на фондовый рынок. Отдельное место в проекте занимают потребительские рейтинги.
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» – это первое в России независимое рейтинговое агентство, созданное в 1997 году журналом «Эксперт». В настоящее время это крупнейшее в России национальное рейтинговое агентство, насчитывающее 60 штатных сотрудников. Стратегическая цель агентства – оказание информационно-аналитической поддержки компаниям, работающим на российском рынке.
В основе бизнеса агентства лежит уникальная система рейтинговых продуктов.
В семействе рейтингов «Эксперт РА» представлены классические кредитные рейтинги компаний всех сфер экономики, регионов и муниципальных образований, а также рейтинги, характеризующие различные аспекты социальной ответственности компаний – корпоративного управления, экологической ответственности.
За годы работы рейтинговое агентство «Эксперт РА» получило признание в российских и зарубежных деловых кругах как поставщик независимых и профессионально подготовленных рейтинговых продуктов и аналитических материалов.
Межрегиональная общественная организация «Независимая социальная природоохранная инициатива» (МОО «НеСПИ»)
Целью организации является содействие совершенствованию экологического и природоохранного законодательства. Позиция НеСПИ в данной сфере заключается в том, что в России должно создаваться именно экологическое законодательство, со своими задачами и специфическими институтами.
Одним из институтов экологического законодательства является плата за негативное воздействие на окружающую среду, предусмотренная Федеральным законом «Об охране окружающей среды», но так и не принятая с 2002 года. НеСПИ следит за ситуацией, развивающейся вокруг разработки данного законопроекта. Эта деятельность является одним из основных направлений работы НеСПИ в таком проекте, как «Совершенствование экологического и природоохранного законодательства».
Независимое экологическое рейтинговое агентство (АНО «НЭРА») учреждено исследовательским центром Минэкономразвития России ВНКЦ «Север» и неправительственной организацией «Международный социально-экологический союз» (МСоЭС) для содействия процессам экологизации российской экономики. АНО «НЭРА» развивает деятельность портала «BioDat» по удельным экологическим воздействиям  производства крупнейших российских компаний, отраслей и регионов. Экологические рейтинги дают объективный мониторинг изменений удельных экологических издержек разных хозяйствующих субъектов и являются способом общественного влияния на реализацию социально значимых программ снижения вредных воздействий на природную среду. Первый экологический рейтинг для 13  компаний был рассчитан в 2000 году. На 2001 год была подготовлена оценка 31-й компании. В 2004 году подготовлены рейтинги 75 компаний и 500 входящих в них предприятий.

 

Цели и задачи

Для объективного экорейтинга характерны независимость, широкое признание, обоснованность методологии расчета, достоверность исходной информации, самообновление. Причем регулярные рейтинги позволяют отслеживать реальную динамику изменений, становясь для инвестора своеобразной лакмусовой бумажкой ситуации на рынке. Довольно часто экорейтинги используются в рекламных целях, однако достоверные исследования такого рода позволяют решать и другие задачи, а именно повышают статус компаний и корпораций, а также общую экологическую чувствительность рынков, привлекают внимание к лидерам и стимулируют аутсайдеров, экологизируют потребительское поведение.


Оцениваем

Любой рейтинг предполагает оценку определенных аспектов деятельности или характеристик состояния объекта. Методология ранжирования, как правило, включает следующие важнейшие элементы:

...

...

Полная версия материалов доступна только подписчикам.

Авторизуйтесь или ознакомьтесь, пожалуйста, с условиями подписки »