Экологическая маркировка: можно ли ей доверять?

Мы ежедневно сталкиваемся с сотнями знаков – разрешительных, указательных, дорожных, экологических. Однако если с первыми все понятно, то о смысле последних знает далеко не каждый. Неблагоприятная экологическая обстановка в городах, ухудшение окружающей среды заставили людей серьезнее относиться к некоторым вещам, составляющим понятие «условия жизни». Это и борьба за снижение количества отходов производства и потребления, и стремление использовать так называемые экологически чистые материалы.

 Однако возникает вопрос: как определить качество товара и его соответствие тем или иным экологическим нормам? В странах мира применяется особая экологическая маркировка, под которой следует понимать комплекс графических символов и их комбинаций, наносимых на изделие (или упаковку). Наряду с этим имеют место экологические заявления, которые могут публиковаться в СМИ и наноситься на продукцию.

ЧТО И КАК?

Существует два основных понятия экомаркировки: общее смысловое и маркетинговое.

Общее смысловое включает маркировку, отражающую весь комплекс сведений, в виде текста, отдельных графических, цветовых символов и их комбинаций, используемый в целях охраны окружающей среды. К ним относятся все виды экомаркировки, включая элементы, применяемые при пропаганде мероприятий по сохранению окружающей среды, предупредительная маркировка веществ и материалов, опасных для объектов окружающей среды и др.

Маркетинговое понятие включает ту часть общего, которая составляет совокупность информации о субъектах хозяйственной деятельности и направлена на обеспечение потребителей достоверной информацией об экологичности рассматриваемого объекта. Информация такого рода применяется добровольно для формирования устойчивого потребительского спроса на экологичные товары и должна способствовать разработке, производству и использованию изделий, по минимуму отрицательно влияющих на окружающую среду на протяжении своего жизненного цикла.

До недавнего времени экомаркировка появлялась в России в основном с импортной продукцией, но незнание ее смысла и сопровождающий текст на иностранных языках делали ее малоэффективной. Многие производители, следуя моде на маркировку «под Запад», зачастую не обращая должного внимания на ее особенности и правила применения, стали и на российском рынке использовать экомаркировку для стимулирования продаж и создания привлекательного имиджа того или иного продукта.

Однако вопрос с экомаркировкой далеко не так прост. Оказывается, любой символ (или заявление) возможно поместить на тот или иной продукт только на основании определенных критериев. Стоит отметить еще один немаловажный аспект – любой знак экомаркировки будет пониматься разными группами потребителей по-разному, в зависимости от уровня образования и подготовленности людей, входящих в то или иное сообщество.

В результате возникает проблема достоверности экомаркировки. Каким источникам можно доверять? Как предотвратить недобросовестную конкуренцию? Как не допустить дезориентацию потребителей?

ПОНЯТИЯ «ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ЧИСТЫЙ» ПРОСТО НЕТ

В настоящее время в нормативной базе отсутствует понятие «экологически чистый». Введенный в действие в 1998 г.

ГОСТ Р 51074-97 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования» сначала допускал использование в наименовании продуктов понятий экологического характера типа «экологически чистый», «выращенный с использованием только органических удобрений», «выращенный без применения пестицидов», «выращенный без применения минеральных удобрений». Однако использование таких формулировок допускалось только со ссылкой на нормативный документ, позволяющий осуществить идентификацию указанных свойств продукта или дающий четкое определение термина.

При этом использование термина «экологически чистый» продукт в названии и маркировке пищевых продуктов не допускалось вовсе. После введения в действие изменений к вышеупомянутому ГОСТу использование словосочетания «экологически чистый» в составе маркировки пищевых продуктов было запрещено.

Более того, этот ГОСТ устанавливает, что использование в наименовании товара таких характеристик, как «экологически чистый», «изготовленный без применения вредных веществ», «радиационно безопасный», имеющих рекламный характер, допускается только при указании в нормативно-технической документации изготовителя методов контроля данных характеристик, подтвержденных компетентными органами.

Другое заявление, встречающееся почти также часто: «экологически безопасная продукция». По определению этого термина, которое удалось найти в нормативных документах, это продукция, не содержащая токсичных веществ в дозах, влияющих на биологические процессы в природе и здоровье человека.

Несмотря на то что отдельные вопросы применения экомаркировки регулируются существующим в стране законодательством в области охраны окружающей среды, защиты прав потребителей, стандартизации, сертификации и др., для эффективного практического использования необходимы специальные системные требования к экомаркировке в целом.

ЗА И ПРОТИВ

Некоторые ведущие производители потребительских товаров выступают против процедуры получения права на экомаркировки в форме знаков соответствия. Они мотивируют это тем, что на деле такое разделение препятствует обновлению продукции и предопределяет тенденцию к переходу от добровольных процедур к добровольно-принудительным. Приводятся в пример Скандинавские страны, где озабоченность населения проблемой охраны окружающей среды делает практически безнадежными попытки продать товар без экознака.

Как бы там ни было, стоит отметить, что применение экологической маркировки является весьма эффективным методом повышения конкурентоспособности экологически «дружественных» товаров и услуг. Но не следует забывать, что главное её назначение – повышение экологической культуры населения, пропаганда в обществе ответственности за состояние окружающей среды. Иначе экологические знаки так и останутся для нашего потребителя китайскими иероглифами, а производителю не принесут экономической выгоды.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ЭКОМАРКИРОВКИ

рис.1рис.2Экомаркировка может представлять информацию об экологичности (безвредности для окружающей среды) предметов (товара, процесса или производственной системы) в целом или их отдельных свойств. Примеры применяемых в данном случае знаков, получивших, наибольшую известность, приведены на рис. 1, 2.

Примеры некоторых зарубежных экознаков приведены на рис. 3, 4.

рис.4Среди них знаки на аэрозольных препаратах, отражающие отсутствие веществ, приводящих к разрушению озонового слоя вокруг Земли, знаки на предметах потребления (в основном, на предметах из пластика и чаще – полиэтилена), отражающие возможность их утилизации с наименьшим вредом для окружающей среды, и др.

Особо выделяется специальная маркировка упаковочных материалов, использованных в рамках мероприятий по обращению с отходами. Такая маркировка, в принципе, направлена на сбережение ресурсов и охрану природы.

рис.5Знаки (рис. 5) для материалов, которые могут быть подвергнуты вторичной переработке (иногда в рамках специальных программ).

Следует упомянуть маркировку, указывающую на минимизацию воздействия производственных процессов предприятия на окружающую среду или на успешное прохождение сертификации (регистрации) соответствия международным стандартам ИСО 14000 системы управления окружающей средой на предприятии. Такой знак указывает на заботу производителя об охране окружающей среды, но не имеет прямого отношения к экологичности производимой продукции. В соответствии с требованиями ИСО он должен применяться в формах, не вводящих потребителей в заблуждение относительно экологичности выпускаемой продукции.

рис.6рис.7К категории экологической иногда относится маркировка электрических бытовых устройств в части основных характеристик энергопотребления (рис. 6).

Информацию о натуральности или органическом происхождении продукции (используемом сырье и процессах изготовления) содержат знаки, как, например, на рис. 7.

Информация по поддержке и пропаганде природоохранных действий содержит призывы беречь природу, помогать природоохранным организациям и т. п.(рис. 8).

...

...

Полная версия материалов доступна только подписчикам.

Авторизуйтесь или ознакомьтесь, пожалуйста, с условиями подписки »