Институт комплексного развития территорий  Институт экологии города
главная
главная
  карта сайта
карта сайта
  контакты
контакты
       
 

 

Благослови нас, Господи…

«…Было восемь часов вечера; попивая чай, я любовался местоположением монастыря и упивался чудным воздухом, который изобильно струился ко мне в окно из густого соснового леса, окружающего обитель с трех сторон. С южной стороны – две небольшие речки: Нерская и Сошица, за которыми виднеются монастырские огороды, пахотные поля и луга сенокосные; весною огороды и луга заливаются сплошь водою и потому летом и осенью приносят изобильный урожай». Это строчки из путевого очерка Ивана Шевелкина «Спасо-Преображенский Гуслицкий монастырь и соседствующие с ним раскольники», написанного в 1864 году. Сегодня многое изменилось в этих благодатных краях. Уцелевшие после довоенных разорений и бесхозяйственности эпохи застоя постройки Гуслицкого мужского монастыря оказались на окраине провинциального городка Куровского. С августа 1998 года, после посещения обители владыкой Ювеналием, митрополитом Крутицким и Коломенским, началось ее фактическое возрождение.

Для чего мы освящаем свои дома и квартиры

Славянское слово обряд само по себе означает «наряд, одежда» (можно вспомнить, например, глагол обряжать). Красота, торжественность, разнообразие церковных обрядов привлекают многих людей. Но православная церковь, по выражению святого Иоанна Кронштадтского, не занимает никого и не занимается праздными зрелищами. Видимые действия имеют невидимое, но совершенно реальное и действенное содержание. Церковь верует (и вера эта подтверждена двухтысячелетним опытом), что все совершаемые ею обряды имеют освящающее, т. е. благотворное, обновляющее и укрепляющее, действие на человека. Это действие Божией благодати.

В чем смысл освящения

Освящением православные христиане называют обряды, которые вводятся Церковью в храмовую и личную жизнь человека, чтобы через них нисходило благословение Божие на его жизнь, всю его деятельность и все его окружение. В основе многообразных церковных молебнов лежит желание одухотворять человеческую деятельность, совершать ее с Божией помощью и по Его благословению. Мы просим Господа так направить наши дела, чтобы они были угодны Ему и приносили пользу ближним, Церкви, Отечеству и нам самим; благословить наши взаимоотношения с людьми, чтобы в них главенствовали мир и любовь. И поэтому просим, чтобы наш дом, вещи, принадлежащие нам, овощи, выращенные на нашем огороде, вода из колодца через нисшедшее на них благословение Божие помогали нам в этом, защищали, укрепляли наши силы. Освящение дома, квартиры, автомобиля или какой-либо другой вещи есть свидетельство прежде всего нашего упования на Бога, нашей веры в то, что ничего не происходит с нами без Его святой воли.

Все необходимое для человеческой жизни Церковь освящает молитвой и благословением. Она освящает и всю природу, и все стихии: воду, воздух, огонь и землю.

Почему необходимы обряды освящения

Жизнь, здоровье и благополучие людей зависят от состояния окружающей их природной и духовной среды. Губительные для людей последствия экологических катаклизмов, связанные с заражением и разрушением окружающей природы, имеют не только видимые физические, но и невидимые духовные причины. Среди духовных причин, лежащих в основе всех природных, а также социальных и государственных явлений, таких как революции, войны и разного рода глобальные перестройки, святая Церковь выделяет прежде всего религиозность народной жизни. Какова степень религиозности, каковы нравственность и поведение людей, таковы и состояние видимой природы и ход истории. Люди грешат, удаляются от Бога, извращая свою нравственную природу; как следствие, разрушается миропорядок. Впервые это произошло после грехопадения наших прародителей Адама и Евы, нарушивших единственную данную им заповедь Божию. Человек согрешил – и изменился весь мир, созданный Богом для человека; в него вошли разрушение, болезни, скорби, тление, смерть. Господь после грехопадения сказал Еве: «умножая умножу скорбь твою...» Адаму же сказал: «... проклята земля за тебя; со скорбию будешь питаться от нее во все дни жизни твоей» (Быт.: 3, 16–17).

Праведный Иоанн Кронштадтский пишет, что обряды освящения «вызываются крайней потребностью самой природы или естества стихий и потребностью самих людей, живущих в воздушном пространстве и имеющих непрестанную нужду в водной стихии», в огне и в земле. Вся природа, все стихии непрестанно оскверняются и растлеваются человеческими грехами и темными и лукавыми духами, живущими в воздухе и порождающими в нем всякие тлетворные веяния и болезни. Является неотложная потребность церковного освящения и оздоровления этих стихий.

Чин освящения нового дома

Православная церковь освящает новые дома по примеру освящения храмов Божиих. Еще при начале постройки дома в его основание закладывается крест, в самом доме устанавливаются святые иконы как знамения (знаки) благодатного пребывания Господа и святых в христианском жилище. В доме христианина Церковь разрешает совершать все виды своего богослужения, за исключением Божественной литургии и таинства священства. Она не возбраняет вносить в каждый христианский дом святейшее и всеосвящающее Тело и животворящую Кровь Христову.

Для благословения и освящения христианского дома и очага с древних времен существуют особые молебные чины. При начале сооружения дома совершается малое освящение воды и читаются молитвы «На основание дому», содержащиеся в Требнике. В нем изложен и чин освящения нового дома. К нему при освящении дома могут быть добавлены молитвы «О храмине, стужа-емой от злых духов» и «Над пещию». Первая молитва, как это следует из названия, носит заклинательный характер. Она употребляется при освящении тех домов, которые терпят козни и напасти злых духов (Новая Скрижаль). Вторая молитва читается для освящения очага – важнейшей части христианского жилища, связанной с приготовлением трапезы.

Заключение

Таким образом, освящение дома, офиса, самолета и других внутренних помещений, где люди проводят большую часть своей жизни, – дело хорошее и нужное. Но само по себе оно не освобождает нас от необходимости сознательно бороться с грехом и злом, активно направлять свои мысли и дела на добро и пользу людей.

Игумен Георгий (Хлебников), настоятель Гуслицкого Спасо-Преображенского мужского монастыря

Share
Поместить ссылку в:
  • Перепечатка текстов и иллюстраций допускается только с письменного разрешения редакции.
 
 
RSS трансляция новостей
© 2005-2019 «Территория и планирование» - аналитический журнал о комплексном развитии территорий. ISSN 2074-2037 (Print), ISSN 2074-2045 (Online).