К 140-летию Измайловской опытной пасеки...

Ничто на свете не исчезает, пока существует память. Было время, когда об Измайловской пасеке знал каждый уважающий себя пчеловод. Слава и авторитет ее были огромными. Научные исследования, выставки, учебные курсы, организация музеев, издательская деятельность, просветительство - всем этим успешно и на высоком профессиональном уровне занималась Опытная пасека.

К сожалению, в 30-е гг. прошлого столетия, в годы сталинской коллективизации, когда новая власть стала наводить «большевистский порядок» в пчеловодстве, Измайловскую пасеку постепенно превратили в заурядное хозяйство. Всё, чем гордилась пасека: научные кадры, классные пчеловоды, - ушло в прошлое.

И все же она продолжает жить. Сейчас небольшая пасека в сорок пчелиных семей принадлежит спецлесхозу «Исторический». Оправдывая свое название, его работники поставили цель: возродить память, заняться хозяйственной деятельностью на территориях ПК, что не только не противоречит его экологическому статусу, но, напротив, способствует его функционированию.

Царев пчельник

Родоначальником Измайловской пасеки надо считать царя Алексея Михайловича Романова (1629-1676). Село Измайлово с  живописными окрестностями было его родовой вотчиной. Царя называли Тишайшим, но в делах практических он был очень энергичным человеком. Алексей Михайлович пожелал превратить Измайлово в образцовое усадебное хозяйство. Сюда на «вечное житье» переселили тысячи крестьян из других вотчин. Велено было подбирать людей «отменных, гораздо добрых, радетельных». Предпочтение отдавалось мастерам: плотникам, каменщикам, кузнецам, конюхам, садоводам, полеводам и, конечно, людям, «ведающим пчел».

Дела велись с большим размахом. На главной реке Серебрянке появились плотины с мельницами, вдоль  нее искусственные пруды. Заработали льнопрядильни, стекольный завод, птичьи дворы, теплицы и зверинец.

Украшением Измайлова стали роскошные сады - виноградный, аптекарский, просянский, тутовый, сад-лабиринт.

Просянский сад был устроен в глубине лесного массива. Он представлял собой систему квадратов, обнесенных деревянной оградой, выкрашенной в красный цвет, и занимал площадь почти 10 га. В саду росли яблони, вишни, сливы и груши. Между ними высаживали барбарис, крыжовник, малину и смородину. В центре стоял расписной терем, по углам - фонтаны, украшенные фигурами сказочных крылатых зверей. По краю сада сеяли просо, гречиху, рожь, овес, горох. Именно здесь и  находился Царев пчельник.

Алексей Михайлович обожал всякие новшества и смело вводил их в Измайловское хозяйство, будь то выращивание арбузов с дынями и виноградом, попытка наладить шелководство или усовершенствование водяных мельниц.   Олицетворением прогресса в Просянском саду была тогда пасека.  Для посетителей, по преданию, самым привлекательным на этой пасеке были колоды с названиями - «царь», «царица», «царевна». Но постепенно, без государевой поддержки дело пришло в упадок.

Впервые в мире

Впервые идея возрождения Измайловской пасеки как образцового пчельника прозвучала в 1864 г. на заседании Императорского Русского общества акклиматизации животных и растений.

В конце XIX в. - начале XX в. пчеловодством занимались сотни тысяч людей, они содержали более 5 млн ульев. И в то же время меда, а особенно воска на внутреннем рынке явно не хватало. Воск приходилось даже покупать за границей.

Дело в том, что пчеловодством в основном занимались крестьяне, духовенство, сельские учителя, редко - крупные помещики. Большинство из них добывали мед еще дедовским способом - держали колоды. Рамочный улей был изобретен Петром Ивановичем Прокоповичем еще в 1814 г., но даже спустя полвека это великое изобретение с трудом приживалось на пасеках.

Организаторы образцового пчельника (а среди них было много ученых) хотели, во-первых, проводить в Измайлове серьезные исследования в области биологии пчелы, заниматься подготовкой профессиональных кадров и вести широкую просветительскую деятельность среди пчеловодов-любителей.

Устроителем пасеки, ее, как бы теперь сказали, спонсором стал действительный член Общества пчеловодов меценат А.И. Евсеев. К слову сказать, разведение пчел на территориях, приближенных к городской черте, уже тогда, при тех еще антропогенных нагрузках было делом трудным и затратным, а на бюджетные средства - неподъемным.

Измайловскую опытную пасеку открыли 27 июля (9 августа по н. ст.) 1865 г. В начале октября её посетил августейший покровитель Императорского Русского общества акклиматизации животных и растений великий князь Николай Николаевич-Старший.

Выставочные экспонаты пополняли фонды музеев. Их было два - научный и исторический. Научный музей занимал просторное деревянное здание с большими окнами. Внутри вдоль стен располагалась коллекция ульев, подобранных так, «чтобы ясно и наглядно можно было показать и объяснить каждому историческое развитие устройства ульев, начиная с колоды». Стены музея украшали портреты самых знаменитых пчеловодов, русских и зарубежных. Их старались разместить поближе к тем экспонатом, к которым они  имели непосредственное отношение. На самом почетном месте портрет родоначальника Измайловской пасеки царя Алексея Михайловича.

Еще Измайловская пасека прославилась своими учебными курсами. Набор был невелик, в среднем по 8-10 человек. В советское время число курсантов доходило до 80 человек, но это было уже не «штучное», а поточное обучение. Вначале брали только мужчин не моложе 17 лет, способных к физическому труду, но впоследствии стали принимать и женщин.

«Духом не угашайте!»

В советское время пасеке приходилось трудно. После революции она находилась в крайне запущенном состоянии: голод, разорение сделали свое дело. Но даже в это сложное время  работники пасеки умудрялись выпускать журнал «Пчеловодное дело», в котором не только писали тематические статьи, но и поднимали животрепещущие вопросы.

Редакция журнала смело поддерживала своих единомышленников и не боялась говорить правду. В мае 1922 г. она опубликовала статью Виктора Ивановича Логинова, бывшего председателя Казанского общества пчеловодов. Он писал: «Вы, москвичи, не можете себе представить размеры и ужасы голода у нас. Описывать не стоит, скажу лишь то, что людоедство стало заурядным, и никто не удивляется».

На вопрос читателей «Что делать?» редакционная коллегия отвечала так: «Что делает экипаж корабля во время бури?.. Все знают, что только спокойствие и выдержка, что только дружные усилия всех и каждого могут спасти дело... Россия в положении корабля в бурю; мы только ея матросы, и горе нам, если мы будем сидеть в каютах и ждать, когда успокоится стихия... Теперь нет большого и маленького дела. Всякое дело - нужное, большое...

И нашим девизом... должно быть: «Духом не угашайте!»

Царская пасека

В 1998 г. Измайловский лесопарк получил статус ООПТ регионального значения и стал называться природно-историческим парком «Измайлово». Это означало, что город признает особую природную и историческую ценность Измайлова, ставит заслон перед застройщиками, дает право на ужесточение режима охраны и, кроме прочего, обязывает заниматься эколого-просветительской деятельностью. Спустя три года за создание ООПТ взялись практики.

Экологическое просвещение, как доказала отечественная и мировая практика, начинается с организации экоцентров. Что такое эколого-просветительский центр? Прежде всего это стационарное здание, которое может одновременно вместить экскурсионную группу в 35 человек и  иметь школьный класс. Это как минимум.

В экоцентре должны быть просторный зал, помещения для компьютера, видеотехника, литература, музейно-выставочная экспозиция; а также кухня, раздевалка и т. д. Учитывая наши погодные условия, экскурсантов надо обогреть, напоить чаем.

В экоцентре проводятся лекции, семинары, круглые столы, экологические акции, игры, организуются кружки. Вокруг него на парковой территории прокладываются учебно-познавательные маршруты. Тематика экскурсий на тропах любая, но где бы они ни начинались, заканчиваются в экоцентре. Замечательно, если такой экоцентр появляется на историческом месте, это дает возможность вести  и историко-краеведческую работу.

Бывшая Измайловская опытная пасека - идеальное место для экоцентра. В 2002 г. директор и главный лесничий Михаил Александрович Туркин взялся за его создание. Надо сказать, территория пасеки была довольно запущенной: старенький забор с обветшалыми воротами, захламленный двор, заросший пруд с упавшими в воду деревьями. Правда, сама пасека в 40 ульев находилась в хорошем состоянии благодаря опытному пчеловоду Масхуду Махмудовичу Манасыпову.

Украшением пасеки стал бревенчатый дом с крыльцом, башенкой, балкончиком, резьбой. Построенный в 80-х гг. ХХ в., он внешне напоминал старый дворец.

Работа началась с проекта благоустройства территории: очистили пруд, разбили газоны, клумбы, дорожки, поставили резные лавочки. Экоцентр назвали Царской пасекой.

Как раз в это время Департамент природопользования и охраны окружающей среды внедрял программу увеличения численности диких животных в городских парках. По его инициативе был построен вольер для белок. Ежегодно на территории пасеки празднуют Медовый спас, собирая много интересующихся и любопытствующих.

Работа на пасеке ведется и сейчас: установлены чудо-ворота с резными мишками, ажурный забор, беседки для отдыха, смотровая веранда на берегу пруда. К беличьему вольеру добавился вольер для ушастых сов.

Герасимов Виктор Михайлович
Фотографии представлены автором.

От редакции.
Многое еще нужно сделать на Царской пасеке. В городе должны осознать, что огромная научная, просветительская деятельность и подготовка кадров никогда не была прибыльной. Даже в дореволюционные времена пасека существовала за счет спонсоров. В годовом отчете за 1907-1908 гг. расход пасеки составлял более 4 тыс., а доход - чуть меньше 3 тыс., дефицит - 1246 руб.  71 коп.

Но вот директор Царской пасеки  Ф.С. Мочалкин писал: «Крестьянин, сельский священник, народный учитель найдет всегда время, чтобы рядом со своим занятием заняться пчеловодством. При пчеловодстве доход крестьянина возрастает не на одну только ту сумму, которую дают ему пчелы; доход от пчел развязывает ему руки, дает копейку на случай нужды, доставляет возможность браться и за другие более или менее доходные дела».

Хорошим примером экологических инвестиций в наше время может служить ежегодная ярмарка меда в Коломенском, проходящая в начале осени. На нее съезжаются пчеловоды со всей России. Алтай, Мещера, Адыгея, Краснодарский край _ вот далеко не полная география пчеловодства. Ярмарка _ это и очень  красивое мероприятие, позволяющее не только купить высококачественную продукцию, проверяемую прямо на месте в передвижной лаборатории, но и продегустировать, сравнить множество сортов меда, оценить огромный труд людей и просто замечательно отдохнуть. А в итоге пополняется бюджет территорий, выполняющих экологические функции в городе.


В 1867 г. состоялась первая в России пчеловодная выставка - очень скромная, всего 18 экспонатов, но это было только начало. Потом вторая, третья, четвертая. Измайловцы участвовали во Всероссийской художественно-промышленной выставке по Москве-реке.
Активный член общества протоирей П.И. Кротков и будущий академик Н.В. Насонов обратили внимание на существенный недостаток: пчеловодные выставки в основном посещали москвичи и жители ближайшего Подмосковья. Чтобы расширить круг посетителей, они арендовали баржу и отправились с выставкой «в народ» по Москве-реке. Это была первая в мире передвижная выставка на воде. В 1894 г. ее уже видели жители окрестных сел и деревень на р. Оке.


 


К концу 1864 г. на территории бывшего Просянского сада была спланирована площадка для постановки ульев на пространстве 1402 саженей, выкопан пруд, сделаны беседка и погреб. На следующий год по проекту известного в Москве архитектора П.С. Кампиони возвели чудо-дом - дворец для пчеловодов в стиле терема времен Алексея Михайловича