Экологическая милиция

Экологические проблемы города многочисленны и разнообразны по воздействию и происхождению. Законов и указов принято немало. Но для их реализации нужна нормативная база для законоприменительной практики. В Москве, опережая федеральное законодательство, специальным Законом такие полномочия определены.

 

НЕ В ДРУЖБУ, А В СЛУЖБУ

Устойчивое развитие Российской Федерации, высокое качество жизни и здоровье ее населения, а также национальная безопасность могут быть обеспечены только при условии сохранения природных систем и поддержания соответствующего качества окружающей среды.

Концепция национальной безопасности РФ, утвержденная Указом Президента РФ от 10 января 2000 г.№ 24, выделяет экологическую безопасность как наиболее значимый объект государственных интересов, определяющий стратегические цели и текущие задачи внутренней и внешней политики государства.

Угроза ухудшения экологической ситуации в стране и истощения ее природных ресурсов находится в прямой зависимости от состояния экономики и готовности общества осознать глобальность и важность этих проблем. Для России эта угроза велика из-за неразвитости законодательной базы природоохранной деятельности.

Уголовным кодексом РФ (глава 26) и Кодексом об административных правонарушениях РФ (глава 8) предусмотрено значительное количество составов экологических правонарушений, которые выделены в отдельные главы в связи с их высокой государственной и социальной значимостью.

В соответствии с Уголовно-процессуальным законодательством предупреждение и пресечение уголовных преступлений является обязанностью уполномоченных правоохранительных органов (следователей прокуратуры либо следователей-дознавателей органов внутренних дел).

Активно формирующаяся в настоящее время правоприменительная практика по экологическим правонарушениям в административной и уголовной отраслях требует специализации отдельных подразделений органов внутренних дел в природоохранном направлении, что и оправдывает создание природоохранной прокуратуры (приказ Генерального прокурора РФ от 09. июля 2001 года №108-Ш). Приказом МВД России от 27 августа 2001 года №767 в структуре милиции общественной безопасности ГУВД г.Москвы вновь возобновили работу специализированные подразделения по борьбе с правонарушениями в области охраны окружающей природной среды.

ГОВОРЯТ ЦИФРЫ

Сотрудниками экологической милиции осуществляются регулярные проверки мест несанкционированного складирования твердых бытовых отходов (свалок).За период с 2001 по 2004 годы всеми подразделениями милиции г.Москвы было выявлено 500 тыс. административных экологических правонарушений и 468 экологических преступлений. В период с 2002 года по настоящее время специализированными подразделениями экологической милиции ГУВД г.Москвы возбуждено 3211 уголовных дел, из них 462 – экологической направленности, выявлено более 484 тысяч административных правонарушений о причинении вреда, нанесенного окружающей среде, на сумму более 106 млн. рублей. Общая сумма возмещенного вреда окружающей среде составила более 17,5 млн. рублей.

Эти выявленные правонарушения касаются, в основном, незаконной вырубки зеленых насаждений, несанкционированного складирования отходов, загрязнения снега, водоемов города, а также загрязнения атмосферного воздуха в результате эксплуатации неисправных транспортных средств.

Большинство составов экологических преступлений – материальные, при этом субъективная сторона выражена в основном в форме умышленной вины. Это означает необходимость доказательства не только наличия негативных последствий деяния, но и причинно-следственной связи между деянием и наступлением последствий.

Ежегодно Управлением и его территориальными подразделениями проводятся наиболее значимые общегородские мероприятия, такие как: «Чистый город» «Зимняя Москва», «Ель», «Первоцвет», «Автомобиль на газоне», «Чистый Воздух», «Паводок», «Курорт».

НЕСОВЕРШЕНСТВО ЗАКОНА

Правовой основой деятельности экологической милиции является, как известно, Закон РФ от 18 апреля 1991г. №1026-1 «О милиции».

Практика его применения, в рамках проведения эксперимента о создании специализированных подразделений ГУВД г.Москвы в области экологических правонарушений, выявила его несовершенство. Практически этот закон не предусматривает выполнения органами милиции функции по обеспечению экологической безопасности и санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Он предусматривает только выполнение таких функций, как пресечение и раскрытие правонарушений, возбуждение производства по ним, а также обеспечение и охрана общественного порядка.

Вместе с тем, контроль за решением вопросов экологического и санитарно-эпидемиологического благополучия населения остро необходим, так как природные, техногенные и террористические ситуации диктуют необходимость усиления всего комплекса мероприятий по этим проблемам.

В ФОКУСЕ МОСКВА

Москва вынуждена была разработать эти нормы в рамках Закона «О государственном экологическом контроле в городе Москве» от 12 мая 2004г. № 32 (в ред. Закона г.Москвы от 24.11. 2004 №79. В соответствии с ним, органы специализированных природоохранных подразделений ГУВД города Москвы наделены полномочиями составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях: повреждение и уничтожение информационных щитов, незаконные сбор растений и ловля животных, занесенных в Красную книгу г. Москвы, и торговля ими, загрязнение вод в границах Природного комплекса, сброс или размещение снега вне специально отведенных мест, нарушение правил применения противогололедных материалов, использование почвогрунтов, не соответствующих экологическим требованиям. 

КОСТИКОВ Александр Леонидович


По мнению А.Л. Костикова, основная причина массовых нарушений кроется в несовершенстве законодательства. В частности, в федеральном законе «Об охране окружающей среды» не определены категории земель, которые можно отнести к природным территориям. Кроме того, федеральные законы не предполагают ответственности за вырубку деревьев во дворах жилых домов и на территориях организаций. Из-за этого экологической милиции Москвы в прошлом году было отказано в возбуждении 150 уголовных дел.


В 2002 г. на территории ландшафтного заказника «Крылатские Холмы» при строительстве жилого дома и подземного паркинга было вырублено около 70 деревьев. В Серебряном Бору в ходе строительства коттеджей вырублено около 40 деревьев. В канун Нового года под топор пошли 227 елок в парке «Сокольники». Большой ущерб центру города нанесла незаконная вырубка деревьев во дворе д. 1/30 в Петровском переулке, при строительстве ресторанов «Наполеон» на Ленинском проспекте и «Риф» у станции метро «Авиамоторная», а также нескольких магазинов на Ленинском и Ленинградском проспектах. Жителей тревожит вырубка в Бирюлевском дендропарке и Ботаническом саду МГУ на проспекте Мира. Однако по данным экологической милиции, на этих территориях проводится санитарная вырубка и никаких нарушений не зафиксировано. Ущерб от незаконной вырубки деревьев составил 25 млн руб.


Столичных экологов беспокоят участившиеся случаи нарушения природоохранного законодательства.
Как сообщил на заседании московского правительства заместитель начальника экологической милиции города Александр Костиков, например, в 2002 г. общий ущерб от уничтожения деревьев и кустарников превысил 25 млн руб., только за один месяц было зарегистрировано свыше 4000 административных нарушений. В теченее полутора лет за незаконную вырубку зеленых насаждений в Москве было возбуждено свыше 250 уголовных дел. Всего в ходе проверок выявлено 460 случаев нецелевого использования земли на ООПТ, по двум фактам (строительство в Серебряном Бору и Битцевском лесу) заведены уголовные дела.