Институт комплексного развития территорий  Институт экологии города
главная
главная
  карта сайта
карта сайта
  контакты
контакты
       
 

 

Южно-портовая управа: ищем, предлагаем, внедряем

По оценкам специалистов, в ближайшие 20 лет 5 млрд. человек будут жить в мегаполисах, а в 2005 г. около 100 городов будут иметь население численностью более 10 млн человек. Такая сверхконцентрация жителей требует перехода от понятия «окружающая среда» к понятиям «среда обитания» или даже «среда выживания». Сегодня решение экологических  проблем городов лежит в двух плоскостях. С одной стороны, это крупномасштабные градостроительные и технические мероприятия, с другой - совокупность небольших, но широко рассредоточенных мер, которые оказывают существенное влияние на экологическую политику. В современных экономических и экологических условиях развития города мы, к сожалению, не можем обеспечить полную экологическую безопасность производств, технологий, продуктов, используемого топлива, не можем принять решения, которые могли бы остановить растущие потоки автомобилей, быстро произвести масштабную замену изношенного подвижного состава, построить в нужных местах надёжные защитные сооружения. И пока нет возможности сделать всё необходимое,  следует  не ждать милости, а искать, предлагать, внедрять...

Торобков Николай Алексеевич,
заместитель главы управы Южнопортового района

Ваш экологический паспорт, пожалуйста!

Южнопортовый район занимает площадь около 300 га, где проживают около 60 тыс. жителей.

Площадь озелененной территории района около 83 га, или 33% всей территории района. Обеспеченность зелеными насаждениями общего пользования значительно меньше нормативной. Идет интенсивная деградация зеленых насаждений под влиянием общей антропогенной нагрузки на природную среду.

Около 30% населения района в настоящее время проживает в зоне интенсивного шумового и вибрационного воздействия. Основные источники - транспорт и промышленные предприятия  (шум), а также линии метрополитена и железнодорожная транспортная сеть  (вибрация).

Крупнейшим источником загрязнения атмосферы вредными выбросами является автомобильный транспорт. Парк автомобилей, находящихся в личном пользовании, - около 15 тыс. единиц, наметилась стабилизация  его прироста.

По оценкам специалистов, доля токсичных выхлопов автотранспорта превышает 83% выбросов от всех источников, оказывающих негативное влияние на жителей.

Южнопортовый район - один из самых индустриально развитых в столице, здесь расположены  такие промышленные гиганты, как Европейская подшипниковая компания, Московский шинный завод, два бетонных завода, асфальтобетонный и проч. Ряд предприятий до сих пор применяют устаревшие технологии.

Одна из проблем, существенно ограничивающая возможности использования городских территорий, - отчуждение больших площадей под санитарно-защитные зоны (СЗЗ).

Выгодное сокращение

Разработка сравнительно недорогих мероприятий по снижению уровня воздействия техногенных источников или обоснование отсутствия такого воздействия позволяют существенно сократить размеры СЗЗ по сравнению с нормативными. Это открывает возможность для освоения новых территорий под жилищное строительство, размещение коммунальных объектов, проведения озеленения. 

За последние годы сокращение СЗЗ Московского шинного завода и Европейской подшипниковой компании позволило провести реконструкцию жилого квартала (Шарикоподшипниковская ул., владения 8-30). Было построено около 70 тыс. кв. м жилья по программе «Молодой семье - доступное жилье». В настоящее время ведутся работы по восстановлению утраченного сквера, планируется вывод бетонного завода № 3.

Одна из важных проблем района - высоковольтные линии электропередач (ВЛЭП). В Кожухове они были установлены в 1920 - 1931 гг., а сейчас стали обузой. Проходя вдоль жилых домов, они создают определённые неудобства жителям района. Для улучшения экологической обстановки  принято решение  убрать ВЛЭП. Первая ВЛЭП проходила от набережной Москвы-реки до трансформаторной подстанции, расположенной по адресу: ул. Трофимова, вл. 36. В 2004 г. она была переложена в кабель, проходящий под землёй. После окончания строительных работ ВЛЭП снесена и вся прилегающая территория благоустроена.

Переустройство второй линии ВЛЭП (тянется от Новоостаповской ул. до 7-й Кожуховской ул. и уходит в район «Печатники») проектируется. Работы по перекладке планируются на 2006 г. и последующие годы. На освободившейся территории планируется возвести пристройку к школе, детский сад, многоэтажный гараж, разбить парковую зону, что несомненно улучшит экологическую обстановку.

«По воде аки по суху...»

Основным водным объектом района является Кожуховский затон Москвы-реки. Сброс ливневого стока приводит к его загрязнению. Введение в эксплуатацию новой системы очистки сточных вод  завода «АМО ЗИЛ» уже ощутимо улучшило экологическую чистоту затона.

Однако на достигнутом останавливаться рано. В настоящее время разработана концепция восстановления набережной Кожуховского затона, созданная НПО «Эколандшафт» и одобренная правительством города. По инициативе префекта ЮВАО В.Б. Зотова был привлечен творческий потенциал студентов МАРХИ для предварительной проработки предпроектной документации по реконструкции Кожуховского затона.  Уже предполагается засыпка его грунтом. Это проще и намного дешевле, чем санировать акваторию и скопившийся токсичный ил, а также  вывозить промышленные отходы, затопленные суда.

Проект, созданный по утверждённой концепции студентами  МАРХИ, носит рабочее название «Парк насыпной земляной архитектуры».  После засыпки акватории в соответствии с проектом образуется новая береговая линия и 20 га новой земли, пригодной для устройства парка. Главная планировочная идея реорганизации затона - создание прямой аллеи, которая разделит парк на северную и южную (насыпную) территории, на которых предполагается создать холмы, искусственные острова, водоемы и бухточки.

В южной части будет разбит пейзажный парк. Северная территория, примыкающая к жилым домам, будет спланирована как регулярный парк. На новом берегу, возможно, откроется яхт-клуб.

Парк будет многофункциональным, в нем планируется постройка концертного и выставочного залов, создание спортивно-оздоровительного комплекса, автомобильной парковки под землей, сада лекарственных растений и зоны отдыха для пациентов 53-й городской больницы. К слову сказать, парковые зоны при лечебных учреждениях - это старая традиция, существующая в Москве с XIX в. Самым ярким ее примером может служить парк при Первой городской больнице. И если эта традиция будет возрождаться, то можно уверенно сказать, что больницы станут подлинными местами исцеления, а не заточения больных людей.

Конечно, до воплощения замысла данного проекта далеко.  Но уже принято решение предварительную проработку материалов по реконструкции Кожуховского затона вынести на дипломное проектирование выпускников МАРХИ. Будем надеяться, что однажды в Южнопортовом районе появится прекрасная зона отдыха, созданная по их проектам.

Отходы местного значения

Сложившаяся в городе ситуация  с отходами производства и потребления ведет к опасному загрязнению окружающей среды, нерациональному использованию природных ресурсов и представляет серьезную угрозу для здоровья нынешнего и будущих поколений москвичей.

Учитывая особую эколого-социальную значимость проблемы переработки и утилизации отходов в Москве, утверждены концепция и проект закона «Об отходах производства и потребления в городе Москве». Они ориентированы на раздельный сбор и сортировку отходов жилого и нежилого секторов с извлечением вторичных ресурсов.

В Южнопортовом районе с 2005 г. внедряется система раздельного сбора ТБО, для чего на территории района организуется 15  специально оборудованных контейнерных площадок. Принципиально важным моментом во внедрении данной системы являются разъяснительная и просветительская работа, широкая пропаганда в СМИ, а также работа с социально активными слоями общества. В рамках реализации I этапа проекта «Организация комплекса услуг по утилизации и переработке вторичного сырья с помощью современныхт автоматизированных средств» на территории города будет установлено 700 автоматов по закупке у населения алюминиевых банок и полиэтиленовых бутылок. Проект  поддержан комиссиями по экологической политике и по социально-трудовым отношениям и занятости Московской городской думы.

Проект осуществляется в рамках и городской программы квотирования рабочих мест ООО «ПрофБизнесТелеком». Его воплощение позволит реализовать политику города в отношении к отходам (сбор, сортировка и использование как вторичного сырья), а также решить проблему занятости молодежи до 18 лет и инвалидов. В районе «Кожухово» установлено 50 полустационарных пунктов вторичного сырья для приема банок и бутылок. Прорабатывается вопрос об установке 4 фандомат-терминалов для приёма стекла, пластика, жестянки любого вида и формы. До конца года планируется поставить 4 передвижных пункта по приёму вторичного сырья (бумаги, полиэтилена, текстиля, стекла). Например, в мае 2005 г. уже установлен такой автомат на Велозаводской ул., д.111 (возле магазина «Самохвал»).

От свалок к озеленению

Существенная роль в улучшении экологической обстановки в районе принадлежит развитию системы озеленения, увеличению площадей, покрытых газонами, улучшению структуры  и повышению качества зеленых насаждений, повышению их устойчивости к негативному воздействию окружающей среды.

В последние годы благодаря жесткому контролю за процессом строительства на территории района площадь и количество зеленых насаждений в районе увеличилась в 1,5 раза.

При проведении конкурсов на выполнение озеленительных работ и при заключении договоров подрядные организации обязуются   использовать только крупномерный посадочный материал с закрытой корневой системой, имеющий сертификат качества и акт фитосанитарного освидетельствования. Это принципиальная позиция администрации района, который нуждается в зеленых кронах деревьев уже сейчас, а не через 10 - 15 лет.

Значительное место в декоративном оформлении Кожухова, как и всего города, отводится цветочным элементам . Проведены благоустроительные работы с цветочным оформлением по ул. Трофимова, Шарикоподшипниковской, Дубровской, 1-й машиностроения и др.

Сегодня в районе 1650 кв. м клумб, размещено 48 вазонов с цветами, используются новые виды озеленения (например, вертикальное) и цветочного оформления.

В ходе реализации I этапа проекта на территории г. Москвы установлено 700 автоматов, организовано около 900 рабочих мест для молодежи до 18 лет и инвалидов, проводится конкурсный отбор трудоустраиваемой молодежи. Ребята получают возможность неплохо заработать - от 2,5 до 9 тыс. руб. в месяц.

Принцип работы фандомата прост: пустые пластиковые бутылки и алюминиевые банки агрегаты принимают за деньги, выдавая за пластиковую бутылку 10 коп., а за алюминиевую банку  -  30. Причем отрывать этикетку и мять банку нельзя.

Share
Поместить ссылку в:
  • Перепечатка текстов и иллюстраций допускается только с письменного разрешения редакции.
 
 
RSS трансляция новостей
© 2005-2019 «Территория и планирование» - аналитический журнал о комплексном развитии территорий. ISSN 2074-2037 (Print), ISSN 2074-2045 (Online).