Институт комплексного развития территорий  Институт экологии города
главная
главная
  карта сайта
карта сайта
  контакты
контакты
       
 

 

Контуры городской экологии

Всем известен тезис о неразрывной связи социального, экологического благополучия и здоровья людей. Но как часто все эти факторы, составляющие понятие города как места для жизни, приносятся в жертву текущим экономическим интересам! Можно ли увязать сугубо экономические выгоды для Москвы с охраной окружающей среды, часто ассоциирующиеся только с затратами бюджета? Многие идеи автора, изложенные в статье, легли в основу Экологической доктрины г.Москвы, которая вынесена на обсуждение ученых и общественности.

 

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ РАСКЛАД 

Экологическая составляющая комфортности проживания имеет очень большое значение и включает требования по чистоте атмосферного воздуха, чистоте воды в водопроводе и в городских водоемах, чистоте почвы, уровню шума, наличию зеленых «оазисов» для прогулок и отдыха…

Совокупность экологических проблем Москвы и повышенное внимание к обеспечению экологической безопасности обусловливается множеством факторов. Индустриально развитый город выполняет еще и столичные функции, что предъяв- ляет повышенные требования к состоянию транспортной инфраструктуры, жилищно-коммунального сектора, теплоэнергетического хозяйства, сфер торговли и услуг. И при этом должны быть обеспечены экологически благоприятные условия проживания населения.

Совершенно очевидно, что только на основе общих нормативно-правовых актов для всех субъектов Федерации, имеющих иные природно-территориальные возможности, Москва не может решить вопросы надежности и безопасности водоснабжения и водоотведения, переработки и обезвреживания отходов, обеспечения рекреации, компенсации нагрузки на инфраструктуру города от 10-миллионного населения и более чем 3 млн временно проживающих и туристов, компенсации негативного влияния иногороднего транспорта в рамках административных границ города. Кроме того, последствия экологических правонарушений и техногенных загрязнений среды обитания для здоровья и безопасности жителей для территории с плотностью населения около 10 тыс. человек на кв. км имеют совершенно иной масштаб, чем в целом по стране.

РАБОТА НАД ЗАКОНАМИ

Введение ряда собственных экологических ограничений для Москвы – в высшей степени актуальная задача, которая может быть решена за счет принятия федерального закона об обеспечении экологической безопасности города. Примером может служить Федеральный закон от 1 мая 1999 г. № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал», который подчеркивает значимость регулируемых отношений для данной территории, определяет порядок установления нормативов предельно допустимых вредных воздействий, конкретизирует требования к нормированию качества окружающей среды, определяет предельно допустимый объем сбросов и выбросов загрязняющих веществ и лимиты размещения отходов производства и потребления, определяет запрещенные или ограниченные виды деятельности и т. д. На мой взгляд, аналогичный федеральный закон для города Москвы должен прежде всего установить:

  • статус источников питьевого водоснабжения Москвы как столицы Российской Федерации;
  • необходимые площади для размещения объектов по обезвреживанию и переработке отходов жизнедеятельности города;
  • статус лесных территорий в пригородной зоне, статус лесопарковых и водных объектов на территории Москвы, необходимых для обеспечения благоприятных условий как для развития столицы, так и для экологически комфортного проживания населения.

Закон должен четко регламентировать экономические и административные взаимоотношения между Россией, Москвой, Московской областью и иными субъектами Федерации по названным вопросам, включая ответственность соответствующих бюджетов и полномочия органов власти. Нормативно-правовая база Москвы должна определить экономические механизмы охраны окружающей среды и принципы административного регулирования деятельности хозяйствующих субъектов.

Из всего комплекса экологических проблем Москвы, нуждающихся в пристальном внимании московского правительства, я хочу выделить наиболее существенные с точки зрения влияния на жителей:

  • качество атмосферного воздуха;
  • качество питьевой воды и состояние водных объектов;
  • организация системы управления отходами производства и потребления с максимальным использованием механизмов рециклинга вторичных материалов;
  • сохранение и развитие озелененных территорий.

АТМОСФЕРНЫЙ ВОЗДУХ БУДЕТ ЧИЩЕ

Загрязнение атмосферного воздуха является основным экологическим фактором, который существенно влияет на состояние здоровья населения Москвы. Для объективной оценки качества атмосферного воздуха и эффективности проводимых мероприятий по снижению загрязнения воздуха необходимо создать адекватную систему мониторинга, что является важнейшей задачей в данной проблеме. Система должна включать не менее 50 постов наблюдений с автоматическим измерением концентраций озона и мелкодисперсных частиц (РМ 10) как интегральных показателей загрязнения воздуха. Требуется предусмотреть постоянные замеры акролеина–вещества, наиболее опасного по канцерогенности в Москве.

C учетом того, что российские автомобили до настоящего времени выпускаются без нейтрализаторов выхлопных газов, а оснащение ими городского автопарка идет крайне медленно, загрязнение атмосферного воздуха в Москве еще долго будет определяться выбросами автотранспорта. Поэтому политика в области снижения токсичности выбросов от автотранспорта должна строиться на мероприятиях, отличных от установки нейтрализаторов.

Первое такое мероприятие–перевод муниципального транспорта, транспорта городских учреждений и государственных унитарных предприятий в максимальной степени на экологически приемлемые виды моторного топлива.

Сейчас экономически рентабельными и экологически приемлемыми являются природный газ, диметиловый эфир и такая экзотика для сознания российских транспортников, как биодизельное топливо (рапсовый метиловый эфир).

По первым двум видам топлива приняты и реализуются программы Правительства Москвы. Перевод городского транспорта (в первую очередь автобусов) на биодизельное топливо может стать не только наиболее успешным экологическим проектом в России, но иметь большое социально-экономическое значение.

АЛЬТЕРНАТИВА ЕСТЬ!

В Европе с конца 90-х годов начато производство и использование биодизельного топлива из рапсового масла. Топливо «биодизель» реализуется более чем на 800 заправочных колонках Германии. С 2000 года в Германии действует «Стандарт качества для используемого в качестве горючего рапсового масла». В земле Бранденбург реализована концепция «Горючее прямо с поля», производственная цепочка которой включает и модификацию серийных транспортных средств, среди которых такие марки, как «Фольксваген», «Даймлер-Бенц», «Опель», «Форд» и «Рено». Транспортный гараж Министерства иностранных дел земли Бранденбург, гаражи ремесленных предприятий, общественный транспорт, частный таксопарк используют в качестве горючего рапсовое масло.

В супермаркетах Великобритании уже идет продажа нового вида топлива для автомобилей–«ГлобалДизель», которое состоит из тех же масложировых ингредиентов, что и некоторые сорта маргарина и майонеза. Топливо дешево в производстве и очень экономично, а стоит столько же, сколько бензин. По утверждению производителя, при сжигании оно выделяет на порядок меньше канцерогенных веществ, что очень важно для сохранения окружающей среды и здоровья людей. Новое топливо можно использовать для заправки всех автомобилей, вне зависимости от модификации и размера. Представители «зеленых» организаций восприняли новинку «на ура»: они видят в нем реальную альтернативу ныне существующим видам углеводородного топлива.

Возвращаясь на московскую почву, замечу, что условия средней полосы России весьма подходят для выращивания рапса. Строительство завода по производству «биодизеля» сформирует устойчивый спрос на сырье, что в свою очередь будет способствовать развитию сельхозпроизводства и экономики Московской и других областей. Данный проект может быть осуществлен за счет частных инвестиций. Правительству Москвы надо выступить только гарантированным покупателем топлива для автобусных парков, таксомоторных парков, транспортных подразделений государственных и муниципальных предприятий. Реальный экологический эффект от перевода муниципального транспорта на рапсовое масло может составить 150–180 тыс.тонн загрязняющих веществ в год и 3–5-кратное снижение риска канцерогенных заболеваний, обусловленных присутствием в воздухе акролеина и полиароматических углеводородов.

АВТОПРОБЕГ ПО ГЛУПОСТИ

Как показывают расчеты, только недопущение на дороги города неисправных автомобилей (т.е. соблюдение Правил дорожного движения) может снизить выбросы загрязняющих веществ от автотранспорта в городе на 5–8%, а по наиболее опасным для здоровья веществам на 10–15%. Затраты городского бюджета на реализацию данного мероприятия по защите атмосферного воздуха от загрязнения и сокращению заболеваемости населения ничтожны.

Известно, что на холостом ходу (в пробках и на светофорах) автомобили выбрасывают значительно больше вредных веществ, чем при нормальном движении. В городе можно, используя опыт зарубежных стран, вводить систему «голубой светофор» в местах пересечения второстепенных дорог и основных магистралей, где красный сигнал включается на 5 минут и более. В этих случаях должен загораться голубой сигнал и машины могут заглушить двигатели. Такой режим целесообразно использовать для пропуска спецмашин, при авариях и в случаях, когда требуется относительно длительная остановка движения.

...

...

Полная версия материалов доступна только подписчикам.

Авторизуйтесь или ознакомьтесь, пожалуйста, с условиями подписки »

Share
Поместить ссылку в:
  • Перепечатка текстов и иллюстраций допускается только с письменного разрешения редакции.
 
 
RSS трансляция новостей
© 2005-2019 «Территория и планирование» - аналитический журнал о комплексном развитии территорий. ISSN 2074-2037 (Print), ISSN 2074-2045 (Online).