Институт комплексного развития территорий  Институт экологии города
главная
главная
  карта сайта
карта сайта
  контакты
контакты
       
 

 

Экологическое законодательство – поиск решений

 

Деятельность Правительства Москвы по совершенствованию природоохранного законодательства набирает обороты. В 2004 году Мосгордума приняла 10 новых законов об охране окружающей среды, аналогов которым нет ни в федеральном законодательстве, ни в законодательстве субъектов Федерации. Среди них законы «О комплексном природопользовании», «О государственном экологическом контроле в городе Москве» и «Об экологическом мониторинге». Московские законы в области охраны окружающей среды города, в отличие от федеральных, содержат механизмы реализации, регулируют проведение государственного экологического контроля и экологического мониторинга в Москве применительно к условиям мегаполиса.

ЗЕЛЁНЫЕ ЗОНЫ ПОД ЗАЩИТОЙ ГОСУДАРСТВА

Сохранению зеленых зон города законодатели всегда уделяли большое внимание. Действующий закон «О защите зеленых насаждений» в 2004 году был дополнен новой главой, устанавливающей административную ответственность за нарушения требований по защите зеленых насаждений. Кроме того, был принят Федеральный закон от 8 декабря 2004 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон от 26 сентября 2001 г. № 48 «Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве».

Теперь в нем появилось положение, согласно которому государственной экологической экспертизе подлежат материалы комплексного экологического обследования участков территорий, находящиеся в пределах Москвы, для последующего придания им правового статуса особо охраняемых природных территорий.

В законе исключена статья, устанавливавшая перечень документов, подлежащих обязательной государственной экологической экспертизе, в области образования, управления и упразднения особо охраняемых природных территорий в городе Москве.

Государственный контроль за состоянием особо охраняемых природных территорий регионального значения, а также за осуществлением всех видов деятельности, оказывающих или способных оказать воздействие на природные объекты и природные комплексы, осуществляют специально уполномоченный орган Правительства Москвы, орган исполнительной власти Москвы в области градостроительства, органы государственной земельной инспекции, органы внутренних дел в пределах их компетенции. Ранее эти функции принадлежали государственным органам, занимающимся охраной окружающей среды, защитой и воспроизводством лесов, а также управлением использования и охраной водного фонда. Настоящий закон вступил в силу с 1 января 2005 г.

НУЖЕН КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД

Отсутствие в законодательстве системного подхода к решению вопросов создания, содержания и охраны природных и озелененных территорий Москвы побудило к разработке законопроекта «О комплексе природных и озелененных территорий города Москвы». Основное содержание закона сводится к определению особенностей правового режима каждой категории природных и озелененных территорий Москвы. Закон будет охранять не только природные территории, но и расположенные на них зеленые насаждения.

Закон Москвы от 2 марта 2005 г. №9 «О комплексном природопользовании в городе Москве» был принят на заседании Московской городской Думы 2 марта 2005 г. Он упорядочил отношения между государственными органами исполнительной власти и хозяйствующими субъектами в части соблюдения природоохранных требований при планировании и осуществлении хозяйственной и иных видов деятельности для улучшения качества окружающей среды. Закон дает реальную возможность уйти от традиционной системы нормативов на выбросы загрязняющих веществ и заняться вплотную вопросами регулирования комплексного природопользования.

Согласно закону комплексным природопользованием считается использование природного потенциала территории для осуществления хозяйственной и иной деятельности, включая градостроительную, в том числе все виды воздействия на природный потенциал территории, возникающие в процессе этой деятельности. Его задачи:

  • определение условий комплексного природопользования с учетом экологического состояния и функционального назначения территорий города;
  • ведение учета общих условий и субъектов комплексного природопользования, а также источников негативного воздействия на окружающую среду;
  • введение системы показателей качества окружающей среды на территориях разных видов функционального использования.

Помимо общих условий природопользования, устанавливаемых для территорий всех типов функционального назначения, инвесторам, застройщикам и иным субъектам хозяйственной деятельности будут определены индивидуальные условия природопользования. Путем распределения общих условий комплексного природопользования будут устанавливаться квоты допустимых воздействий на природный потенциал территории. Основной принцип квотирования – непревышение каждым участником хозяйственной деятельности установленных квот, которые при суммировании эффекта не нарушали бы общих условий.

Принятый закон определяет полномочия Московской городской Думы, Правительства Москвы и органов местного самоуправления в области комплексного природопользования, предусматривает участие общественных организаций и объединений в контроле этой сферы деятельности. Установлена ответственность за нарушение индивидуальных условий комплексного природопользования, за нарушения в области информационного обеспечения комплексного природопользования и за осуществление деятельности без утвержденных индивидуальных условий комплексного природопользования.

Закон о комплексном природопользовании направлен на достижение гармоничного баланса между потребностью населения в благоприятной окружающей среде и деятельностью хозяйствующих субъектов, на соблюдение режимов регулирования градостроительной деятельности с учетом природного потенциала территории. Закон предусматривает суммарную оценку экологической обстановки с учетом особенностей территории, района, экологической обстановки, специфики предприятия и т.д. Новый шаг в законодательстве – это введение принципа квотирования выбросов и сбросов.

ЗА ГРЯЗЬ ПРИДЁТСЯ ОТВЕТИТЬ

Структура источников образования отходов в городе Москве и их количество.Проблема загрязнения воздуха выбросами автотранспорта и загрязнения территории города отходами производства и потребления постоянно находится в центре внимания властей города. Эту задачу пытаются решить и на законодательном уровне. В 2004 году был доработан закон «Об ответственности за реализацию моторного топлива, не соответствующего экологическим требованиям». В новой редакции закона установлено, что административным нарушением является реализация моторного топлива, не соответствующего экологическим требованиям. Также перечислены должностные лица, осуществляющие контроль за соответствием реализуемого моторного топлива экологическим требованиям (государственные инспекторы Департамента природопользования и охраны окружающей среды), и указаны размеры штрафов: для индивидуальных предпринимателей – 200 МРОТ, для юридических лиц – 2000 МРОТ (т.е. в 20 раз больше, чем в старой редакции закона).

Закон «Об обращении с отходами производства и потребления» также очень важен для города. Этот закон принят во втором чтении. В Москве общий годовой объем образования отходов составляет 29,36 млн тонн.

Сложившаяся практика удаления твердых бытовых отходов (ТБО) в городе, когда большая часть образующихся отходов захоранивается на полигонах и свалках, 90% которых не отвечают требованиям экологической безопасности, приводит к длительному загрязнению окружающей среды, сравнимому по степени опасности разве что с радиационным загрязнением.

Воздействие отходов на окружающую природную среду не заканчивается после их захоронения даже на специально оборудованных полигонах. Окружающая среда подвергается негативному воздействию складированных отходов в течение сотен лет. Это приводит к образованию вокруг населенных пунктов опасных для жизни и здоровья населения зон.

Одной из приоритетных экологических проблем для Москвы является очистка города от твёрдых бытовых и производственных отходов.Ситуация в настоящее время складывается таким образом, что происходит интенсивное заполнение рабочих емкостей полигонов, предназначенных для приемки локальных ТБО, образующихся на территориях Московской области. Резкий рост приема ТБО на полигоны не сопровождается оптимизацией технологии эксплуатации и наращиванием технической вооруженности. Фактически на подавляющем большинстве объектов отсутствуют какие-либо природоохранные сооружения, не организована система мониторинга. Проекты строительства полигонов и технологические регламенты их эксплуатации либо не разрабатывались, либо реализуются весьма неполно.

К настоящему времени на свалках, полигонах и отвалах предприятий Подмосковья уже накоплено более 110 млн тонн твердых бытовых и промышленных отходов и 120 млн тонн иловых осадков от очистных сооружений. Ежегодный прирост размещенных объемов отходов производства и потребления составляет 4–5%.

Между тем многие виды отходов могут быть использованы повторно. Рассматриваемый проект закона предлагает организацию процессов сбора, уничтожения или переработки отходов и обеспечение их финансирования. Важное место в документе занимают меры экономического регулирования в области обращения с отходами и, что особенно важно, экономического стимулирования предприятий, ориентированных на переработку отходов.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ - ПОВСЕМЕСТНО

Согласно закону от 12 мая 2004 г. №32 «О государственном экологическом контроле в городе Москве» экологическому контролю подлежит любая деятельность как государственных и муниципальных органов, так и юридических и физических лиц, которая оказывает воздействие на окружающую среду. Очень важно отметить, что в законе установлены повышенные размеры штрафных санкций по сравнению с введенными ранее Кодексом об административных правонарушениях РФ, что не противоречит его положениям. Штрафов должны покрывать вред, который наносится окружающей среде, а также останавливать нарушителей. Все это диктует необходимость создать такие условия, при которых выгоднее будет не заплатить незначительный штраф, а сделать все согласно закону, не нанося вред окружающей среде. К тому же были введены штрафы по специфическим проблемам для Москвы, например, за сброс снега вне специально отведенных мест хранения, за нарушение правил применения материалов, используемых в качестве противогололедных, включая превышение предельно допустимой нормы их расхода, использование в неустановленных местах и т.п. Вместе с тем в этот закон внесены изменения, которые требует федеральное законодательство. Теперь приостанавливать деятельность предприятий за нарушения экологических требований возможно только через суд. Раньше эти полномочия осуществляли государственные инспектора.

Закон от 20 октября 2004 г. «Об экологическом мониторинге в городе Москве» ввел трехступенчатую систему экологического мониторинга: федеральный уровень (сеть федеральных пунктов отбора проб, эксплуатацию которых осуществляет Росгидромет), городской (автоматические стационарные и передвижные посты, эксплуатацию которых осуществляет ГУП «Мосэкомониторинг»), а также – новация! – локальный уровень (организация и осуществление экологического мониторинга на предприятиях). Это позволяет вести непрерывное наблюдение за состоянием окружающей среды и оперативно реагировать на залповые выбросы в атмосферу и сбросы в водные объекты, выявлять причины и виновников повышенного загрязнения.

Комиссия по экологической политике совместно с Департаментом природопользования и охраны окружающей среды проводят работу по совершенствованию московского экологического законодательства. Все принимаемые и разрабатываемые законы направлены на то, чтобы обеспечить защиту здоровья москвичей и сохранить для них благоприятную окружающую среду.

В.С.Степаненко

Share
Поместить ссылку в:
  • Перепечатка текстов и иллюстраций допускается только с письменного разрешения редакции.
 
 
RSS трансляция новостей
© 2005-2019 «Территория и планирование» - аналитический журнал о комплексном развитии территорий. ISSN 2074-2037 (Print), ISSN 2074-2045 (Online).