Институт комплексного развития территорий  Институт экологии города
главная
главная
  карта сайта
карта сайта
  контакты
контакты
       
 

 

Экологическое сопровождение инвестиционной деятельности: проблемы и перспективы

Давно назрела необходимость в пересмотре природоохранного законодательства в части разработки предпроектных и проектных решений, отказа от подхода к проектированию «любой каприз заказчика за его деньги», в изменении самой концепции экологического сопровождения инвестиционного процесса. За что экологи-проектировщики несут ответственность? Какова цель экологических разделов? Какой должна быть позиция экологического сопровождения инвестиционной деятельности для эффективного управления ситуацией?

В условиях трансформации мышления, «экологизации» инвестиционной деятельности, ужесточения требований согласующих природоохранных организаций наблюдается бурное развитие рынка природоохранных услуг. Под услугами в данном контексте понимается деятельность, направленная в первую очередь на обеспечение обоснования инвестиционных намерений и беспроблемное прохождение согласований.

Инвесторы, как правило, слабо осведомлены в вопросах экологии, что иногда создает почву для беспредела согласующих инстанций, действующих якобы в рамках правового поля. В большинстве случаев инвестор вынужден принимать требования и условия природоохранных инстанций, поскольку не имеет необходимых знаний для аргументации своей позиции. В качестве посредника, своего рода переводчика в отношениях с согласующими организациями ему приходится приглашать упомянутого выше участника рынка природоохранных услуг. Не удивительно, что в среде инвесторов, предпринимателей и бизнесменов бытует мнение, что раздел «Охрана окружающей среды» в составе проекта является досадным обременением, требующим финансовых затрат, не имеющим практического значения, необходимым, но отнюдь не гарантирующим получение положительного заключения природоохранных инстанций.

см. также Экологический аудит территории

С другой стороны, при реализации хозяйственной деятельности у инвестора зачастую возникают проблемы с недовольной его намерениями общественностью. Одним из ее главных аргументов является вопрос экологии, на который инвестор по упомянутой выше причине не может ответить и вынужден ссылаться на наличие заключений согласующих инстанций. Это снова порождает жалобы представителей общественности в природоохранные инстанции и запросы природоохранной прокуратуры.

В итоге все участники хозяйственной деятельности имеют претензии. Инвестор недоволен посредником, выпустившим раздел, не имеющий практического значения и не гарантирующий беспроблемное существование в будущем; согласующими инстанциями, требующими этот никчемный, по его мнению, раздел; жителями, доставляющими определенного рода трудности, в том числе финансового характера. Согласующие природоохранные инстанции недоумевают и вынуждены как-то отвечать на обращения прокуратуры и жителей – в случае положительного их заключения, и рады стараться ответить – в случае отрицательного. Жителям на некоторое время приходится мириться с неудобствами, неизбежными при строительных работах.

Как исправлять сложившуюся ситуацию? Возможно ли это? На мой взгляд, единственным решением является радикальный пересмотр устаревшего природоохранного законодательства в области разработки проектных решений, отказ от подхода к проектированию «любой каприз заказчика за его деньги», а также изменение способов рассмотрения проектов и, безусловно, изменение самой концепции экологического сопровождения инвестиционного процесса, что является наиболее важным условием.

То есть вектор является двунаправленным: с одной стороны – прогнозируемые последствия для окружающей среды, к которым приведет строительство и эксплуатация объекта; а с другой – непредвиденные проблемы, которые могут возникнуть при эксплуатации объекта.

При экологическом сопровождении инвестиционного процесса необходимо разрабатывать мероприятия по защите социально-экономических, исторических, культурных и других интересов населения.Экологическое сопровождение инвестиционного процесса должно включать комплекс инженерно-экологических изысканий для цели экологического обоснования строительства, а также разработку мероприятий, обеспечивающих минимизацию неблагоприятного воздействия на окружающую среду и связанных с этим социальных, экономических и других последствий для сохранения оптимальных условий жизни населения.

В задачи экологического сопровождения инвестиционного процесса должно входить следующее:

  • статус источников питьевого водоснабжения Москвы как столицы Российской Федерации;
  • необходимые площади для размещения объектов по обезвреживанию и переработке отходов жизнедеятельности города;
  • статус лесных территорий в пригородной зоне, статус лесопарковых и водных объектов на территории Москвы, необходимых для обеспечения благоприятных условий как для развития столицы, так и для экологически комфортного проживания населения.

Закон должен четко регламентировать экономические и административные взаимоотношения между Россией, Москвой, Московской областью и иными субъектами Федерации по названным вопросам, включая ответственность соответствующих бюджетов и полномочия органов власти. Нормативно-правовая база Москвы должна определить экономические механизмы охраны окружающей среды и принципы административного регулирования деятельности хозяйствующих субъектов.

Из всего комплекса экологических проблем Москвы, нуждающихся в пристальном внимании московского правительства, я хочу выделить наиболее существенные с точки зрения влияния на жителей:

  • комплексное изучение территории, включающее учет ее природных и техногенных условий, хозяйственное использование и социальную сферу;
  • оценка экологического состояния условно-природных, природно-антропогенных и антропогенных компонентов экосистем, анализ их устойчивости к намечаемым техногенным воздействиям и способность их к адаптации или восстановлению;
  • разработка прогноза изменения компонентов экосистем при реализации намечаемой хозяйственной деятельности на всех этапах инвестиционного процесса;
  • разработка условий и рекомендаций хозяйственной деятельности для минимизации вредного воздействия на состояние окружающей среды, предложения и обоснования природоохранных и компенсационных мероприятий по оптимизации экологической обстановки;
  • необходимость разработки мероприятий по сохранению социально-экономических, исторических, культурных, религиозных и других интересов населения;
  • разработка программ по организации локального экологического мониторинга, отвечающего этапам (стадиям) реализации инвестиционного замысла с целью предотвращения неблагоприятных последствий вследствие допущенных технологических просчетов и своевременного внесения корректировки в инвестиционный пакет предложений;
  • оценка экологического риска для среды и для объекта.

Экологическое сопровождение инвестиционного процесса осуществляется на следующих его стадиях:

  • прединвестиционная концепция и предпроектные проработки, в том числе градостроительное обоснование;
  • проект;
  • реализация проекта;
  • последующее сопровождение (экологический мониторинг) и внесение (в случае необходимости) структурных изменений в технологические схемы в течение хозяйственной деятельности.

Необходимо отметить, что экологический блок является специфичным разделом предпроектной и проектной документации, квалифицированно выполнить который могут только организации, имеющие штат профессиональных экологов-проектировщиков. Целесооб-разно, чтобы экологическое сопровождение проектирования - от стадии экологической оценки до авторского технического надзора - осуществлялось одними и теми же специалистами.

В этом случае возможна не только оценка соответствия проектных решений санитарно-эпидемиологическим, градостроительным и экологическим требованиям, а собственно проектирование окружающей среды.

ПРЕДИНВЕСТИЦИОННАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

Разработка прединвестиционной документации включает две стадии:

  1. формирование прединвестиционной концепции;
  2. градостроительное обоснование, включая предпроектные проработки.

Общим требованием к прединвестиционной документации является наличие в ней информации, позволяющей предварительно оценить последствия намечаемой деятельности и возможность рационального природопользования при разных сценариях развития событий.

На стадии прединвестиционной концепции, с точки зрения эколога, должна анализироваться принципиальная возможность вида хозяйственной деятельности. В составе экологических разделов градостроительной документации карты эколого-градостроительных и планировочных ограничений обязательны.

Карты включают следующую информацию:

  • линии градостроительного регулирования и объекты, их обуславливающие;
  • инженерные коммуникации;
  • источники воздействия на проектируемый объект – промышленные предприятия, коммунальные объекты, транспортные магистрали и т.п.;
  • зоны охраны природных объектов (например, водоохранные) и зоны защиты (например, санитарно-защитные);
  • зоны внешнего воздействия на объект и зоны влияния проектируемого объекта на городскую среду и условия проживания.

На стадии градостроительного обоснования и предпроектных проработок должна быть разработана общая концепция хозяйственного вида деятельности. При этом в ее составе обязательно должен присутствовать экологический блок, характеризующий существующую эколого-градостроительную ситуацию, предварительную оценку воздействия намечаемого вида хозяйственной деятельности на состояние окружающей среды, сценарии развития последствий инвестиционного замысла.

Помимо этого в предпроектную стадию входит определение условий и требований, предъявляемых к объекту, которые должны быть учтены при разработке проекта в части объемно-планировочного решения, оптимизации технологических схем, планировки территории и т.д.

Данная стадия является, возможно, одной из самых важных в инвестиционном процессе, поскольку именно в этот период определяются те издержки, которыми будет обременяться инвестор на последующих стадиях реализации своего замысла.

...

...

Полная версия материалов доступна только подписчикам.

Авторизуйтесь или ознакомьтесь, пожалуйста, с условиями подписки »

Share
Поместить ссылку в:
  • Перепечатка текстов и иллюстраций допускается только с письменного разрешения редакции.
 
 
RSS трансляция новостей
© 2005-2019 «Территория и планирование» - аналитический журнал о комплексном развитии территорий. ISSN 2074-2037 (Print), ISSN 2074-2045 (Online).