Белые пятна или черные дыры

В связи с последними изменениями законодательства в области охраны окружающей среды, землеустройства, водопользования, градостроительства необходимо трансформировать сложившийся порядок экологического обеспечения проектирования объектов различного назначения. Начнем с последствий...

 

В  соответствии с природоохранным законодательством оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) проводится при разработке всех альтернативных вариантов предпроектной (в том числе прединвестиционной) и проектной документации, обосновывающей планируемую хозяйственную и иную деятельность с участием общественных объединений. Кроме того, ОВОС проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду независимо от организационно-правовых форм собственности субъектов хозяйственной и иной деятельности.

Имеющиеся инструктивно-нормативные документы федерального уровня, которые конкретизировали требования к экологическим разделам на разных стадиях проектирования, недостаточны для решения вопроса экологизации всех стадий проектного решения, и в особенности градостроительной деятельности, часто дают противоречивые указания.

Природоохранительное, санитарно-эпидемиологическое и градостроительное законодательство, строительные нормы и правила должны быть скорректированы в сторону выработки единых подходов, принципов и правил к структуре и содержанию экологических разделов. Причем их не так много, но они не конкретны и часто противоречивы... Главное при разработке механизмов реализации этих нормативных актов - предусмотреть и учесть приоритеты экологической безопасности и устойчивости.

Для решения этих вопросов необходимо проводить более масштабные экологические мероприятия, исследования, делать прогнозы, комплексные оценки экологических рисков.

Сегодня назрела необходимость существенно расширить и изменить нормативно-методическую документацию по разработке экологических разделов в процедуре проектирования. Так, во многих случаях следует делать прогноз развития опасных геологических процессов, в частности экзогенных геологических процессов (ЭГП).

В настоящее время такие заключения  выдает Геоцентр «Москва». Они касаются в основном вопросов развития оползней и карстово-суффозионных процессов. Вместе с тем долгосрочный прогноз развития ЭГП никем не определяется, хотя теория такого прогнозирования разработана.

С учетом масштабного проведения строительных работ на территории Москвы и для выявления уязвимых участков, подвергающихся опасным геологическим процессам, долгосрочный прогноз развития ЭГП необходим. Наиболее часто встречающиеся проявления ЭГП на территории города - это процессы подтопления грунтовыми водами, оползневые, карстово-суффозионные процессы и др.

Кроме этого необходимо выполнение прогноза изменения качества подземных вод методами моделирования геомиграции применительно к предприятиям-водопользователям, водозаборам, химически опасным объектам и особо загрязненным объектам и территориям (свалки, кладбища), что позволит провести достоверную оценку состояния объектов, выявить степень рисков и уязвимости окружающей среды и вовремя разработать предупредительные мероприятия.

Перспективным и обязательным направлением в структуре экологического раздела должен стать расчет нормативов предельно допустимого вредного воздействия (ПДВВ) на подземные водные объекты города. Хозяйственное использование территории Москвы влечет постоянное техногенное воздействие на подземные водные объекты. Эти воздействия не должны ухудшать состояние подземных водных объектов. При выявлении предельных значений загрязнения последних должны быть предприняты адекватные меры воздействия на причину загрязнения и  конкретные шаги для улучшения состояния подземных вод.

В соответствии с действующим природоохранным законодательством и с целью предупреждения отрицательного воздействия на недра, качественного проведения прогнозных оценок геологической среды следует в состав ОВОС и ООС вводить раздел «Мониторинг геологической среды».

Для строительства программа мониторинга может иметь геотехническую или геоэкологическую направленность, в зависимости от ситуации и категории объектов. Заказчиками систем мониторинга на стадии строительства должны выступать строители или инвесторы, а в период эксплуатации - эксплуатирующие организации; для жилых домов такими организациями будут ДЕЗы.

Кроме того, на мой взгляд, требуется трансформация раздела ООС в части включения в него экологического регламента эксплуатации объекта или территории.

Включение регламента в экологический раздел позволит получить механизм управления экологической ситуацией в ходе реализации проекта и эксплуатации объекта, причем режимы и условия эксплуатации каждого конкретного объекта могут быть разными и зависеть от экологических, технологических, экономических условий существования объекта. Регламент эксплуатации объекта позволит определить меру ответственности проектировщиков перед эксплуатирующими организациями, а последних - перед жителями.

При определении режимов и показателей градостроительной деятельности на территории природного комплекса особый подход необходим к водным объектам разных категорий водопользования, а также к землям водного фонда. Для каждого режима регулирования градостроительной деятельности, особенно для первого режима, необходимо определить перечень водоемов и водоохранных зон, подпадающих под действие такого режима.

Критериями для установления режимов регулирования градостроительной деятельности на землях водного фонда и территориях водоохранных зон будут состояние водной экосистемы, устойчивость водных и биологических сообществ, гидробиологическое и гидрохимическое состояние водоема.

При таком ранжировании водоемов на территории природного комплекса можно проводить мероприятия по благоустройству и развитию территории водного объекта и прилегающей водоохраной зоны. Можно также подобрать участки для размещения на водоемах объектов (водные парки, спортивные комплексы и др.), тем самым улучшить состояние этих природных территорий и зон отдыха и досуга.

Отставнова Наталья Константиновна